Дома и квартиры

Духовная культура первобытного общества. Первобытное общество Древнейшие формы театральных представлений

Духовная культура первобытного общества. Первобытное общество Древнейшие формы
театральных представлений

Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.

Медицина

Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.

Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.

Математика

Когда наступила эпоха палеолита, начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.

В неолите культура пополнилась и другими знаниями - геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.

Мифология

Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.

Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:

  • Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
  • Мифология могла доказать возникновение событий.
  • Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
  • Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
  • Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.

Постепенно пещерный человек отошел от мифов, и тогда появились первые религиозные верования. Сначала они были схожи между собой, затем все больше и больше индивидуализировались.

Разновидности первобытных религий

Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.

Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.

Первобытные верования
Название Определение Описание
Тотемизм Вера в то, что род произошел от животного (тотема) Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя.
Фетишизм Вера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силами В качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином.
Магия Вера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуалов Как считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее.

После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового "сосуда". Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.

Анимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.

Зачатки литературного искусства

Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.

Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.

Изобразительное искусство

Первобытная развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.

Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.

В первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.

Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).

Появление ремесленников

Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.

Постепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия - возле примитивных каменоломен или рудников, гончары - там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.

Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии - полноценных стран или государств.

Периодизация

Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.

После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.

После меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.

С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.

Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.

Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре

Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.

Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.

Многие историки не разделяют теорию о том, что в происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.

Известный труд

Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге "Первобытная культура" описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.

Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.

Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

Первобытная история человечества длилась сотни тысяч лет и делится она на:

  • Каменный век ($2$ млн. – $4$ тыс. лет до н.э.): палеолит, мезолит и неолит.
  • Бронзовый век (конец $2$ – начало $1$-го тыс. до н.э.) Ремесло отделяется от земледелия, появляются первые классовые государства.
  • Железный век (середина $1$-го тыс. до н.э.) Формируется неравномерное развитие мировой кульутры.

Замечание 1

Первые памятники искусства начали появляться в период позднего палеолита. К ним относятся живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, изображающие животных, иногда человека. Позднее начинают появляться статуэтки с изображением женщины, символизирующие плодородие. Это важнейшие компоненты материальной культуры.

В эпоху палеолита возникают первые формы культуры. Ее первыми проявлениями стали каменные орудия. В эпоху мезолита начинают развиваться сюжетные композиции, на которых изображается человек. В эпоху неолита первобытные люди обучились обжигать глину, что в дальнейшем привело к развитию расписной керамики.

Культура первобытного общества

  • Идеологическую: так как творчество в первобытном обществе не представляло личных мотивов, и цель художника была целью всего коллектива.
  • Образовательную: художественное творчество включало в себя мировоззрение всего общества.
  • Коммуникативную и мемориальную: искусство осуществляло связь поколений, передавая вековые коллективные знания, предметы искусства становились реликвиями рода.
  • Магическую и религиозную: искусство первобытного общества неотделимо от религии, поэтому большую часть изображений использовали в проведении ритуалов и магических обрядов.
  • Эстетическую: искусство способствовало развитию первобытных людей, наполняя их новыми идеями и представлениями о красоте.

Духовная культура первобытного общества

  • Праэлементы морали
  • Мифологическое мировоззрение
  • Первые формы религии
  • Ритуалы, обряды

В первобытной культуре воедино слиты мифология и магия, наряду с зачатками научных представлений.

В момент, когда первобытный человек в полной мере начинает владеть отличительными и ключевыми качествами: мышлением, волей и языком, начинают складываться первые формы религии:

  • тотемизм,
  • магия,
  • анимизм,
  • фетишизм.

Магия стоит в начале любой религии, это вера в сверхъестественное, вера в неординарные способности человека, который может повлиять на природу, животных и окружающих.

Тотемизм характеризует веру в родство человека, племени, рода с тотемом, который представляется в виде животного или растения.

Фетишизм характеризуется верой в сверхъестественные свойства предметов окружающего мира, которые назывались фетишами, амулетами, оберегами.

Анимизм характеризуется верой и представлением о наличии души, духов, которые влияют на жизнь человека, племени, общества.

В процессе усложнения религии и религиозные представлений начинает складываться мифологическое мышление . Первые мифы были представлены в качестве религиозных обрядов, в которых изображались сцены жизни далеких предков, со временем, через передачу информации последующим поколениям, начали складываться мифы – сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее в миф стали входить вместе с историями о жизни тотемистических предков так же и жизнь, подвиги героев, которые своими деяниями создали новый обычай, как правило, несущий благо.

Замечание 2

Культура первобытного общества сформировала и заложила ту культурную базу и те предпосылки, которые позволили развиться всей последующей культуре человечества.

1. Первобытная культура является рубежом, который отделяет мир людей от мира животных. Первоначальную культуру следует считать необходимым состоянием развития любой земной культуры.

Существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др.

Общая (историческая) периодизация первобытной истории была впервые дана в 1870 выдающимся американским этнографом Л. Морганом. Используя установлены в XVIII в. разделение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпохи дикости на низший, средний и высший степени. Низкий степень дикости начинается с появлением 3 млн. лет назад человека и членораздельной речи, средний - возникновением рыболовства и применением огня, выше - с изобретением лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства связывается с распространением гончарства, с освоением земледелия и скотоводства начинается средний, а с использованием железа - высшая степень варварства. С изобретением алфавита наступает эпоха цивилизации.

Относительной хронологии является археологическая периодизация, в основу которой положен материал, из которого изготовлены орудия труда. Согласно ей история первобытного общества начинается с каменного века, которая делится на три эпохи: палеолит (от греч. - Старинный и камень), мезолит (от греч. - Средний и камень) и неолит (от греч. - Новый и камень). Каждая из этих суток распадается на нижнюю (раннюю) среднюю и верхнюю (поздний) части. Они характеризуются определенными типами археологических культур, то есть группой источников, имеющих общие характерные черты и объединены одним временем и общей территорией.

Палеолит датируется примерно периодом 3 млн. - 10 000 лет назад. Это время появления человека и формирование его современного физического типа. По палеолита сложились основы первобытного общества. В начале верхнего палеолита (35-10 тысяч лет назад) появилась умный человек. Считается, что люди верхнего палеолита происходят от переднеазийской прогрессивных неандертальцев, известных по находкам Схул и Табун в Палестине. Антропологи выделяют в Европе и Средиземноморье два основных типа умного человека - кроманьонский и гримальдийський. В верхнем палеолите возникает родовой строй, закладываются основы расовых делений человечества, происходит расселение охотников с ранее обжитых мест в Северную Европу, Азию, Америку и Австралию.

Мезолита на разных территориях Европы и Ближнего Востока развивалась не одновременно: в Средиземноморье и в странах Древнего Востока - в 11-10 тыс. до н. е., а в пределах Восточной и Центральной Европы - во второй половине 9 тыс. до н. е. Заканчивается она, в разных местах, также одновременно. На юге Восточной Европы переход от мезолита до неолита состоялся в середине 6 тыс. до н.э. на северных территориях - в 5 и в начале 4 тыс. до н. е. На территории Украины мезолитическая эпоха датируется концом 9-5 тыс. до н. е. считать, что мезолит - это время возникновения племен, хотя известно другое утверждение: племенная организация общества сложилась позже. По подсчетам ученых, в мезолите на Земле было примерно 5 млн. человек.

Неолит на территории Восточной Европы датируется средне 6-3 тыс. до н.э.; в странах Древнего Востока эта эпоха начинается в 8-7 тыс. до н. э. -селения Земли достигает примерно 80 млн. человек.

Неолит в странах Древнего Востока начался более 5 тыс. лет назад, а отдельные медные изделия находят здесь еще раньше. В пределах территории Украины неолит датируется 4-3 тыс. до н. е.

Если говорить о культуре первобытного общества, то в первую очередь надо отметить, что исторически культура могла возникнуть лишь тогда, когда началось практическое выделение человека из природы, которое осуществлялось общественно, через трудовую деятельность первобытных родовых коллективов по освоению окружающей действительности. Освоение мира осуществлялось только общественным человеком, коллективом, объединенных общей целью. Исторически первой формой существования такой "общественного человека" была родовая община. Ученые связывают возникновение культуры с эпохой первоначальной или родовой общины, а "точнее", с верхним палеолитом. Делая попытку дать обобщающую характеристику культуры первобытного общества, отметим, что это первый и самый исторический тип культуры. Ее истоки восходят верхнего палеолита и завершаются временем раннего железа. Эта огромная культурно-историческая полоса началась с развития каменной, гранитной и костной техники и завершилась освоением первых металлов. От простого скребка через изобретение лука и стрел, керамики, гончарной печи, ткацкого станка, колеса и телеги, парусных кораблей, приручение животных - такой путь развития орудий производства. Медленно, но неуклонно расширяются места поселения древнего человека: от стоянки (стойбища), поселения, поселка к городищу и возникновение первых городов.

Параллельно развивается общественная организация, семейно-брачные отношения, закладываются основы расовых делений человечества, происходит расселение людей на всех континентах Земли, начинаются процессы перехода от коллективной к частной собственности, изменения психологии первобытного человека, выделение профессиональной умственного труда. В процессе повседневной трудовой деятельности развивается речь и мышление человека, состоят мифы, рассеются положительные знания, верования, обычаи и искусство.

В истории культуры первобытного общества можно выделить три периода по названию соответствующих эпох, дополняя их археологической хронологии. Первым периодом будет культура раннепервобытной или ранньородовои общины первых охотников, собирателей и рыболовов (верхний палеолит, мезолит). Вторым периодом - культура пизньопервиснои или пизньородовои общины земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Третьим - культура первобытной соседской (протоселянськои) общины, или стратифицированной общества (верхний неолит, медный, бронзовый, ранняя железная суток).

2. Для раннеродовой общины охотников, собирателей и рыболовов было характерне присваивающего хозяйство. Важнейшим памятником материальной культуры Европейской времени является изготовление большого количества орудий труда из кости и широкое распространение зимних общинных жилищ.

Появляется примитивный рыбацкий крючок. Важными охотничьими орудиями были копья, ударные палки, метательные палки - бумеранги. Главным орудием собирательства была заостренная палка (Копатель).

Мезолит - время значительных изменений в природе Европы. В мезолите появляется оружие дальнего действия - лук и стрелы. Вторым важным событием в истории культуры стало приручение собаки. Продолжается совершенствование обработки кремня.

С мезолитических эпохой связано появление орудий для обработки дерева - топоров и тесла. Топоры, тесла, а также кайловидни орудия - пики, были большими орудиями, они получили название макролиты (от греч. - Большой и камень).

Рассматривая проблемы, связанные с общественными отношениями раннеродовой общины, следует заметить, что основным социальным центром был род. Он осуществлял свою хозяйственную деятельность через родовую общину, которая строилась по родственному признаку (кровным или брачным). Общество охотников и рыболовов не знало другой формы собственности на землю, кроме совместной собственности всей группы сородичей. Засвидетельствовано также коллективное владение охотничьими отрядами, рыбацкими лодками и сетями. Отдельным лицам принадлежали только индивидуально изготовленные ими орудия труда и различные бытовые предметы. Род был верховным собственником не только продуктов коллективной охоты или рыболовства, но и любой индивидуальной добычи.

Основными половыми группами в раннеродовой общине были группы детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Разделение общества на эти группировки придавалось большое значение, к тому же очень важным считался возрастной рубеж перехода к категории взрослых, сопровождалось торжественными обрядами, известными под названием инициаций (от лат. - Посвящения).

Первоначальная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. В ранньородовому обществе действовали обычаи умерщвления ("добровольной смерти") престарелых сородичей, которые потеряли работоспособность, лишались больных, ослабленных от голода, от маленьких детей, которых было прокормить.

Возникновение общинно-родовой организации способствовало развитию не только социальной, но и духовной жизни первобытного человечества. Эпоха разнородовой общины отмечена успехами в развитии речи, мифологии, зачатков рациональных знаний, искусства.

Мифология - наука о мифах (от греч. - Слово, рассказ). Л. Бабий считает мифологию единственной универсальной формой общественного сознания первобытного общества, в этом своем качестве представляет и всю его культуру. Она - особый тип мировоззрения и первая форма культуры. В основе каждого мифа лежало понятие: "откуда" и "почему".

Условия жизни в первую очередь требовали накопления знаний об окружающей природе.

Человек владела простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления зубов и других несложных хирургических операций, лечения укусов змеи, простуды. Начиная с мезолита, стали известны трансплантация черепа и ампутация поврежденных конечностей. В первоначальной медицине широко применялись как физические (массаж, холодные и горячие компрессы, паровая баня, кровопускание), так и лечение средствами животного, растительного и минерального происхождения.

Продуктом развития раннеродовой общины стали религиозные верования, их возникновение связано с определенным уровнем развития интеллекта человека, зачатками теоретического мышления, возможностями отрыва мысли от действительности. В первобытных верованиях воплощено фантастическое осознание людьми их зависимости от сил природы. По верхнему палеолиту возникают различные формы религиозных верований: тотемизм (от Алгонкин. - Его род), анимизм (от лат. - Душа, дух), фетишизм (от португ. - Амулет, талисман), магия (от греч. - Волшебство). Тотемизм - это вера в то, что каждая родовая группа имеет своего общего предка (тотема), которым могла бы быть животное, растение или даже предметы неживой природы. Анимизм - вера в существование в человеке и в окружающих ее предметах - души.

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сврехприродной силой и могли помогать тем, кто им поклонялся. Магия - вера, надежда человека изменить естественный ход событий, повлиять на них магическими действиями, заклинаниями, волшебством) в нужном для нее направлении.

Говоря об общественных отношениях, заметим, что на смену раннеродовой общины охотников, собирателей и рыболовов пришла пизньородова община земледельцев - скотоводов. Экономическую основу общества и дальше составляла родовая собственность на землю. Средства производства находились как в коллективном, так и в индивидуальной собственности. Значение последней постепенно росло по мере относительно регулярного избыточного продукта, часть которого поступала не в ривнозабезпечуючий, а в трудовой распределение. Развитие индивидуальной собственности вызвал к жизни новый вид экономических отношений, названный американской исследовательницей К. Дюбуа "престижной экономикой". Она проявлялась главным образом во взаимном обмене дарами.

Рассматривая духовную культуру позднеродовой общины необходимо подчеркнуть, что вместе с усложнением производственной деятельности первобытного человека расширялись ее положительные знания. Меланезийцы Новой Ирландии знали и умели выращивать 14 разновидностей хлебного дерева, 52 разновидности бананов, 220 разновидностей тара ирокезы выращивали 14 разновидностей маиса. Развитие математических знаний привели к появлению первых счетных устройств - сначала связок соломы или кучки камней, а затем особых бирок или шнурков с узелками или нанизанных на них раковин. Такие устройства описаны во многих племен Америки, Африки, Океании, существовали они и в первоначальной Европе: слово "калькуляция" происходит от латинского "калькюлюс" - камень.

Сутки неолита в Украине представляет трипольская культура (V-III тыс. до н. э.), примечательной группой находок у трипольцев является орнаментальная керамика, была на очень высоком уровне. Определяя место трипольской цивилизации в истории человечества, английские археологи Г. Кларк и С. Пигот обосновывают мнение, что территория Праукраины была прародиной индоевропейских народов, а трипольцы - ории были предшественниками индоевропейской этнической семьи, в том числе славян, а следовательно и Украинская. Этого мнения придерживаются и другие украинские и зарубежные ученые, в частности, австралиец В. Чайлд, англичанин Г. Чайлд, француз Г. Руа украинского В. Паик, Л. Силенко и многие другие.

Рассматривая культуру первобытной соседской (протиселянськои) общины стратифицированной общества, следует отметить, что эта эпоха характеризуется разложением общинно-родового строя. Этот расклад был обусловлен прежде (хотя и не только) дальнейшим значительным ростом пропроизводительных сил.

Общественное разделение труда сопровождался развитием обмена. Это был уже не дарообмен периода ранньородовои общины, а настоящий экономический обмен. Часть продукции начала производиться непосредственно для обмена, то есть в качестве товара. Этот обмен способствовал формированию в обществе представлений об эквивалентности предметов, которые обмениваются, возникновению мерил ценности и средств обмена. Ими становились самые разнообразные предметы, которые имели ценность из-за своей редкости или вложенную в них труд: ожерелья из зубов животных, раковины, куски материи, орнаментированные кувшины и т. п.

С развитием обмена совершенствовались средства сообщения. Получили распространение колесные повозки. Началось сооружение дорог, появились корабли с веслами и парусами. С середины 2 тыс. до н. е. в качестве тягловой силы начали использовать лошадь.

Бурные экономические и социальные процессы эпохи стратифицированной общества способствовали дальнейшему росту зачатков положительных знаний. Развитие земледелия, особенно оросительного, которое требовало точного определения времени полива, начала полевых делал и т. п., привел к совершенствованию календаря, а отсюда и астрономических наблюдений. Первые календари были, как правило, Месяцев, есть базировались на наблюдениях за изменением фаз Луны, воспоминания об сохранились во многих современных языках (украинском: месяц - Луна и календарная единица).

Началась дифференциация математических знаний, так как зарождение частного землевладения вызвало к жизни, как показывает само название этой науки, зачатки геометрии, то есть "землемерия". Подобным образом происходило развитие и других отраслей знаний. Изобретение таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как воз и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. С возникновением рудных металлов зародилось металловедение.

Подытоживая, надо отметить, что в течение трех периодов, еволюционизировалась культура первобытного общества, усложнялись и совершенствовались орудия труда, жилье, одежда, формы человеческих коллективов, семейно-брачных отношений, возникали общественные разделения труда, специализация, зарождалась частная собственность, родовая община превратилась в соседскую или территориальную, развивалась мифология, религиозные верования, положительные знания, искусство, которое несло на себе отпечаток мужества, простоты и силы. Культурные достижения первобытных людей стали пьедесталом, на котором возводилась первая, доиндустриальная цивилизация.

Московский государственный университет «Сервиса».

Кафедра культурологии.

Контрольная работа на тему:

«Культура первобытного общества».

Работу выполнила:

студентка группы ШЗС 1/1

Коряко Дина Владимировна

Шифр: 4499-013

Работу проверил:

Дубна, 2000 г.

Вступление............................................................................................................................................................................................ 3

Структура мировой истории. – К. Ясперс.................................................................................................................................... 5

Периодизация первобытности......................................................................................................................................................... 6

Особенности первобытного искусства.......................................................................................................................................... 7

Ранние формы верования................................................................................................................................................................ 13

Заключение......................................................................................................................................................................................... 15

Список использованной литературы:......................................................................................................................................... 16


Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время .

Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады , жил Будда , в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Единый мир человечества на земном шаре

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте , нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм .

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери .

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма , условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент . Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым , или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина . Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами , что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель , вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы ) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения , то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены .Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.

Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.

Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное» .

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942):

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества .

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начала II тысячалетия до н. э.) в степях Восточной Европы. Названо по устройству могильных ям под курганами.

От бретон. – crom – круг и lech – камень.

Мегалит – от греч. megas – большой и lithos - камень

От бретон. dol – стол и men – камень

От. бретон. men – камень и hir – длинный.

Токарев С.А. Ранние формы религии

Боас Ф. Ум первобытного человека.