Спальня

Русские деревянные храмы. Деревянные церкви руси. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Русские деревянные храмы. Деревянные церкви руси. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.


Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.


Высота церкви - 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла - без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм - «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.Материал рубки - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.


Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.


Дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями.Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма.


Часовня в честь Трех Святителей. О. Кижи.


Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни - “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии.


Колокольня Кижского погоста. 1863 г.


Композиция колокольни решена по традиционной схеме - ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.


Церковь в селе Упе Архангельской области.


Успенский собор в Кеми. 1711 г.


Сельская деревянная церковь Богоявления (1787 год)


Церковь святых Новомучеников и Исповедников.с. Преображенское.


Храм Святителя Николая. Москва


Храм Николая Святителя у Соломенной сторожки

Нет, "не перекошены древние стены". В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде "Открывая Ленобласть" много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине - в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3



Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы - те же лемихи.
12


13


Памятник в некотором роде уникальный - 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году - это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же - обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Организаторы проекта

Деревянная архитектура - это та часть русского наследия, которая всегда казалась самой национальной, самой подлинной, самой прекрасной. До сих пор часто, когда мы хотим вспомнить что-нибудь очень приятное и очень родное, мы вспоминаем деревянные избы, деревянные деревни (само слово происходит от «дерево») и, конечно, деревянные церкви, которые вообще являются одной из важнейших доминант русского пейзажа, особенно северного русского пейзажа, и предметом большой гордости и одновременно большой грусти и заботы, потому что, конечно, дерево - материал, не очень хорошо сохраняющийся, часто горящий, и очень много приходится о нем заботиться, очень много памятников деревянного зодчества гибнет в России, да и не только, постоянно.

Иногда можно встретить представление о том, что якобы деревянное зодчество - это некая уникальная черта России, что в других странах его нет. Это, конечно, совершенно не так. Во всех странах более-менее северных и вообще, где был лес, всегда много и активно строили из дерева. Например, самая естественная параллель русским деревянным церквям и самая известная - это церкви, которых больше всего сохранилось в Норвегии, но которые есть также в Швеции и в Финляндии.

Отметим сразу, что русское деревянное зодчество - это довольно новое явление. Можно очень много фантазировать и рассуждать, каким оно было когда-то, но до нашего времени не дошло ни одного памятника старше середины XV века. То есть как раз все то, что от него сохранилось, начиная от периода, когда строился Московский кремль, или позже и, собственно, до настоящего времени. Так что оно реально насчитывает 550 лет. Это то развитие, которое мы можем как-то зафиксировать. Все, что до этого, - это иногда какие-то отдельные остатки в виде археологических раскопок, чаще, наверное, что-то крепостное или жилое, ну и какие-то летописные сведения, по которым на самом деле - ни по летописям, ни по иконным изображениям, которые абсолютно условные, - практически ничего нельзя точно реконструировать, и это все такие очень важные, но домыслы.

Итак, середина XV века. Насколько это древнее, можно сказать, по сравнению, например, с Норвегией, где очень много памятников. Есть один памятник середины XI века, но от XII имеется уже несколько и дальше их количество продолжает расти. Довольно много жилых деревянных домов, правда, уже не столько, сколько на севере Европы, есть в Северной Германии, даже во Франции.

Ну а, конечно, главное место расцвета деревянного зодчества, где его количество совершенно несравнимо с Русью, - это Китай и особенно Япония. В Китае оно хуже сохранилось, в Японии лучше, но, конечно, деревянное зодчество этих стран принципиально древнее русского.

Самое древнее сохранившееся деревянное здание Китая датируется 782 годом, самое древнее деревянное здание Японии - в основе 594 год. Это вообще самое древнее в мире деревянное здание. И достаточно сказать, что в Японии уже от VIII века сохранилась около ста памятников деревянного зодчества, и дальше их количество растет. Их очень много от XII и XIII веков. То есть это количество абсолютно несравнимое с Россией, где всего, я думаю, сохранилось на данный момент, если не брать церкви XIX века, то от XV, XVI, XVII, XVIII веков сохранилось, может быть, около ста, максимум 150 памятников деревянного зодчества. Это несоизмеримое число, то есть у нас, к сожалению, сейчас их осталось очень и очень мало.

Именно поэтому, с одной стороны, для изучения деревянного зодчества огромную роль играют старые фотографии, которые зафиксировали состояние памятников на вторую половину XIX века. Это было время, когда еще много всего сохранялось, и когда начались первые экспедиции, особенно на русский север, еще стояли многие сооружения, которые были не обязательно истреблены в советское время, а тогда, конечно, погибла большая часть памятников деревянного зодчества, но и как раз очень многое сносилось в конце XIX века из соображений моды, практичности и так далее. То есть многие памятники утрачивались достаточно рано.

Во-вторых, сразу скажу, что поскольку наш курс посвящен архитектуре позднего средневековья, мы не будем касаться жилого дома вообще. Конечно, жилой дом позднего средневековья был, скорее всего, очень похожим на то, что мы знаем по XIX веку и позже, но, по сути, у нас в России нет деревянных жилых домов, которые были бы точно старше XVIII века. И поэтому мы опять же можем много рассуждать о том, какие они могли бы быть, и с некоторой долей уверенности об этом говорить, но это будут исключительно домыслы, поэтому для удобства мы эту тему просто оставляем за скобками. Это все-таки тема XIX века.

Сруб и стоечно-балочная система

Основа русского зодчества - это сруб, и этим оно отличается принципиально от других зодчеств. Я недаром как раз поместил перед вами эту картинку. Это удивительное явление мировой архитектуры: сокровищница императорского двора, которая называется Сёсоин и находится в городе Нара, который в VIII веке был столицей Японии. Это здание до сих пор выполняет функцию сокровищницы, и в нем до сих пор хранится огромное количество древнейших вещей. Учитывая, что в Наре императорский двор Японии пребывал всего 100 лет, то ее, в основном, наполнили вещами в VIII веке. Построена она в 756 году, и с тех пор ее, в общем, почти никогда не открывали. Главное - ее никто не трогал, поэтому она более-менее сохранилась в своем первоначальном виде.

Уникальность ее в том, что это одна из очень немногих срубных построек японской архитектуры. Все постройки, 99,9999% построек японской архитектуры, китайской, вся архитектура Европы, которая до нас дошла, Западной Европы и Северной Европы, она стоечно-балочная, то есть это та же система, которая потом в Греции будет превращена в каменную систему ордера. В целом она базируется на том, что есть некие основания, обычно каменные, в них вставляются деревянные столбы, сверху кладутся балки, получается каркас, а дальше пространства между вертикальными столбами замещаются досками или каким-то другим материалом. Это система, которая доминирует во всем мире, кроме России.

В России сформировалась другая совершенно система, где в основе сруб, то есть, по сути, он всегда должен быть квадратным. Другие его формы редки и неестественны, то есть потом они стали уже активно развиваться, но первоначально, конечно, использовался всегда квадратный сруб. Ну и дальше можно просто очень здорово комбинировать, добавляя срубы друг к другу.

Вот, пожалуйста, это здание, то, которое перед вами, состоит из трех срубов. У него есть свои плюсы и минусы. Я не технолог деревянного зодчества, и мне очень трудно говорить о том, связано ли это с технологией или нет, но сам факт того, что в России ничего не сохранилось старше середины XV века, а в Японии, например, где были чудовищные кровавые войны, и сказать, чтобы это было бесконфликтное такое существование, мы никак не можем - естественно, дерево горело не меньше в Японии, чем в России, правда, там более влажный климат и, может быть, это могло сыграть свою роль, - но тем не менее факт того, что в странах, где стоечно-балочная конструкция, деревянных зданий больше, они лучше сохранились, вероятно, говорит о том, что срубная система более уязвима для климата.

Но повторяю, это только предположение, может быть, это совсем не так и какие-то другие случайные обстоятельства повлияли на то, что в России сохранилось так мало всего древнего, сделанного из дерева. Мы потом в качестве небольшой дополнительной лекции поговорим о том, как устроен сруб, какие его основные черты, сейчас это не принципиально. Важно то, что сруб лег и в основу деревянного церковного зодчества, про которое мы, собственно, и будем говорить.

Первенство камня

Теперь еще одно важное теоретическое введение. Когда я вам рассказывал на про церковь Вознесения в Коломенском, я говорил, что раньше существовала теория о том, что ее шатер происходит из деревянного зодчества. Внимательное исследование этого памятника показало, что эта конструкция точно возникает не под влиянием деревянного зодчества. Конечно, это не значит, что деревянных шатров не было, но с одной стороны, тот факт, что у нас нет ни одного точно датированного шатра старше конца XVI века, с другой стороны, тот факт, что убедительных изображений, которые мы однозначно можем трактовать как шатры, в письменных источниках тоже не существует, и, наконец, тот главный, принципиально важный факт, что почти не существует прецедентов, когда формы деревянного зодчества воспроизводятся в камне и, напротив, существует очень много прецедентов, когда формы каменного воспроизводятся в деревянном, - все это позволило мне сделать вывод о том - и не только мне, а очень много кому, просто он требует, наверное, больших обоснований, хотя он почти очевиден, - что шатры тоже возникли в камне, потом были сделаны в дереве и, соответственно, их не существовало до церкви Вознесения в Коломенском.

Итак, на самом деле мы вообще не знаем, какой формы были церкви до середины XV века, просто ничего не сохранилось, и не будем предаваться фантазиям на эти темы. Повторяю, фантазии могут быть обоснованные, но в любом случае точно мы вряд ли когда-то это узнаем, потому что те источники, которые у нас об этом есть, не достаточны для подобных выводов.

Итак, начинаем рассказ про деревянное зодчество. Да, еще одну вещь, которую хотелось бы сказать, я ее немножко упустил. С одной стороны, главная красота деревянного зодчества, его главное обаяние - это подлинное дерево, которое как бы меняется со временем, приобретает очаровательнейшую патину времени и которое потрясающе хорошо смотрится в цельной среде, когда большая деревянная церковь стоит среди маленьких деревянных домов на русском севере. Это то, что, наверное, мы больше всего любим в деревянной архитектуре.

Но, к сожалению, деревянная архитектура не только горит, но еще и гниет, и чтобы избежать этого гниения, и даже не только поэтому, а в большей степени, чтобы деревянные постройки были похожи на каменные, - повторяю это еще раз, всегда все деревянные постройки хотят быть похожими на каменные, дерево - это не престижно, дерево - это для небогатых людей, камень - для богатых, - поэтому, как только появилась возможность, в середине XVIII века, когда уже распространился классицизм и каменная архитектура проникла в дальние уголки России, деревянные церкви тоже стали постоянно обшивать досками и даже красить в белый цвет, чтобы они по крайней мере были похожи на камень, если не было денег их снести и построить каменные.

История потерь

Только к концу XIX века возникает некая мода на подлинность, на красоту, на настоящие бревенчатые церкви, и в процессе реставрации, которая, скорее, уже относится к периоду с середины XX века, это советское время, 50-60-е годы, когда как раз было намного легче сохранять деревянное зодчество, чем каменное, потому что оно казалось более народным, поэтому уж под знаменем антифеодальной борьбы всегда можно было заявить о том, что это вот настоящее, подлинное, не феодальное, а подлинно народное, и поэтому это надо сохранить, реставрировать и вкладывать в это деньги. И вот начались многочисленные реставрации, которые действительно часто возвращали храмам их первоначальный облик. Но проблема их оказалась в том, что если стены были обшиты досками и уже просуществовали в таком виде 100 или больше лет, то когда доски убираются, оказывается, что бревна гниют намного быстрее.

В целом все советское время было временем постоянных потерь, то есть некий процент того, что реставрировалось, сохранялось, был, но он был невелик. Но именно с 50-х годов в России начинают возникать музеи под открытым небом. Очень важный сюжет, связанный с охраной зодчества. Безусловно, помещая памятник в такой музей, вы вырываете его из контекста, он сразу теряет половину своего очарования, но зато как материальный объект он сохраняется намного лучше: его можно охранять от пожара, беречь. И во всех северных областях возникают такие вот музеи под открытым небом. Это идея, придуманная еще в Швеции в конце XIX века.

Происходит такая грустная история, что, конечно, что-то охраняется, какие-то наиболее важные памятники переводятся в музеи, но из-за того, что особенно в результате сталинской чудовищной политики и того, что продолжалось дальше, север постепенно обезлюдил, люди уходили из деревень, поскольку была уничтожена вся основа крестьянского хозяйства, церкви оказались заброшенными и просто постепенно горели, в них попадали молнии, они разваливались, в редких случаях их даже растаскивали на дрова, но эти памятники постоянно пропадали.

Если посмотреть статистику, 80-е, 70-е годы, когда уже этим занялись и стали фиксировать, то каждый год сгорает, или обрушивается, или исчезает что-нибудь бесценное. Этот процесс продолжается и сейчас, но несколько меньше, потому что сейчас появилось очень много энтузиастов и общественных организаций, которые выполняют ту роль, от которой государство отказалось, хотя оно было бы обязано ее выполнять, а именно по сохранению этих памятников, и в последнее время ситуация несколько улучшилась.

Кроме того, появились для некоторых памятников специальные федеральные программы, поэтому их начинают реставрировать, но из-за того, что очень многие бревна гниют, и это особая ситуация, их часто перебирают. Это пока единственный научный метод реставрации. Их нужно перебирать, разобрать, выкинуть все старые бревна, которые негодны, и заменить новыми. И получается, что, конечно, памятник сохраняет, в основном, до половины, наверное, чаще даже все-таки больше старых бревен, но половина новых, и получается, что он уже в каком-то смысле неподлинный. Эстетически, конечно, нужно долго ждать, пока эти новые бревна приобретут более-менее такой же вид, как старые.

В общем, много проблем с тем, и что такое подлинность деревянного объекта, и как его сохранить, если в деревне, в большинстве деревень, где они стоят, люди не живут. А если его перенести в музей, то он потеряет свою среду, ну и так далее и так далее. Здесь очень много проблем, поэтому это такая особая, очень часто грустная история про деревянные церкви. Мы с вами будем сейчас смотреть очень многие, которые были все-таки утрачены или сейчас отреставрированы, но во многом потеряли свой аутентичный вид.

Три памятника XV века

Итак, самая старая церковь, по дендрохронологии, - есть специальный тип анализа, который позволяет дать абсолютно точную дату момента, когда спилили бревно, соответственно, если много бревен одной даты, можно представить, что примерно в это время сделали церковь, - это церковь Лазаря Муромского монастыря, маленькая, которая была перенесена в заповедник «Кижи» в Карелии. Это церковь так называемого клетского типа, то есть это просто высокий сруб с двускатной крышей. Сруб с крышей называется клетью. С востока пристроен алтарь, с запада - маленький притвор.

Самый примитивный способ, и, в общем, он мало чем отличается от жилого дома, по сути, только тем, что он намного меньше, и тем, что на его высокой кровле - кровля чуть более высокая иногда, чем у жилого дома, - ставится маленькая главка. Она покрывается как бы имитацией черепицы, только сделанной из дерева (это называется лемех), ну и, соответственно, устанавливается крест. Это самая старая русская церковь, которая сохранилась. Раньше ее датировали концом XIV века.

От XV века дошла еще одна церковь и как раз тоже такой же, в общем, очень простой формы - церковь из села Бородава, которая перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь, на внешнюю территорию монастыря. Она отличается от предыдущей, пожалуй, только пропорциями разных частей, и ее кровля очень сильно поднята вверх, и обычно такая кровля называется клинчатой кровлей. Вообще деревянное зодчество имеет очень много специальных терминов. Попробую их по ходу дела пояснять и рассказывать.

Еще один памятник, который частично был создан в конце XV века, но переделан в начале XVII века, и, собственно, вот этими тремя и ограничивается архитектура XV века на территории России, - это церковь Георгия в Юксовичах. Это регион Посвирье. Река Свирь, которая соединяет Онежское озеро и Ладогу.

Сделаю маленькое отступление. Наиболее выразительные и яркие памятники деревянного зодчества сохранились на севере. Это не случайно, не просто так. Дело в том, что, повторяю, деревянное зодчество всегда повторяет каменное, поэтому, во-первых, Центральная Россия была богаче, и здесь были более развиты традиции каменного зодчества, поэтому, когда в любой крупной деревне хотелось построить новый храм, сначала смотрели, нельзя ли построить каменный. Если не получалось, строили деревянный. Поэтому деревянные быстрее заменялись каменными. Это во-первых.

Во-вторых, поскольку каменное зодчество было под носом и всегда можно было увидеть его образцы, здесь деревянные церкви очень часто моделировались по образцу каменных. Они быстрее следовали их формам. На самом деле все основные типы деревянных храмов так или иначе отражают типы каменных храмов. Они их трансформируют, потому что дерево - это другой материал и форма создается несколько иначе, но, как мы увидим дальше, почти под каждый тип деревянного храма можно найти некий каменный прототип. Это не значит, что это абсолютно одно и то же, но очень похоже. Но и чем ближе каменное зодчество, тем больше деревянное похоже на него, и часто это сходство менее естественное для деревянной постройки. Если, как на русском севере, центры деревянного зодчества очень далеки от мест, где строили в камне, то такие постройки часто будут более своеобразными и будут больше сохранять свою, скажем так, деревянную художественную аутентичность.

Итак, церковь в Юксовичах интересна. Это тоже клетский храм, но только уже усложненный. У него сделана галерея с трех сторон, его центральная часть очень сильно поднята вверх, и у нее есть две интересных особенности. Одна - это то, что стены под скатами крыш немножко выходят наружу. Это называется повал, и это очень важная технологическая деталь, которая позволяет добиться того, чтобы вода не попадала постоянно на стены. Это такой наклон, который позволяет, чтобы вода с кровли не стекала по стене, а стекала вовне. Это очень важный технологический прием, который используется особенно в высоких и деревянных постройках.

И вторая, уже такая чуть более редкая особенность именно у этой церкви - это так называемое каскадное покрытие, когда двускатная крыша кладется в несколько слоев: как бы один слой, из-под него торчит другой, и в данном случае их три, торчит третий. Это особый такой тип, который некоторые исследователи связывают с новгородской традицией. Напомню, что Новгороду принадлежали очень большие территории, которые, собственно, шли от самого Новгорода, дальше в район нынешней восточной части Ленинградской области, вся Южная Карелия, юго-запад Архангельской области и запад Вологодской области. И вот как раз на этих территориях мы часто встречаем некоторые новгородские черты. Причем в самом Новгороде этих деревянных церквей уже могло и не много сохраниться, но мы их узнаем в более поздних традициях.

Низкое «небо» деревянных церквей

Вот как раз покрытие, например, церкви на восемь скатов, которое просто точно повторяет трехлопастное, а иногда и восьмискатное покрытие каменных церквей Новгорода и Пскова, - это просто прямое копирование форм каменной архитектуры. Оно редкое, но вот встречается, например, в маленькой, ныне не существующей церкви в селе Масельга в районе Ладожского озера. Как раз хороший пример заимствования форм напрямую из каменной архитектуры.

Как мы увидим дальше, дерево позволяет делать огромное количество живописных комбинаций, поскольку, собственно, столбы в нем вообще не используются. Они могут иногда в трапезной использоваться, в дополнительном пространстве, в основном - никогда, это всегда только стены и перекрытие сруба чем-нибудь, главы здесь всегда искусственные, то есть через них никогда не попадает свет, они только для красоты. Соответственно, их часто ставят очень много, потому что дальше можно играть в это и делать их пять, и девять, и даже двадцать две, как в Кижах, поэтому в данном случае это как раз дает огромное разнообразие силуэтам и живописности зданий.

И сразу скажу еще про одну черту, которая видна в этой церкви. Большая часть деревянных церквей имеет очень низкое внутреннее пространство, которое вообще не соответствует тому, что мы видим снаружи. Обычно сразу же над уровнем верхних окон проходит искусственный потолок, он называется «небо», такой каркасный искусственный потолок из досок, и все пространство над этим небом - это пустое место, которое служит только для того, чтобы создать снаружи большой живописный объем, который виден издалека. То есть деревянное зодчество в большей степени, чем каменное, не функционально и работает именно на свой художественный образ. И как раз это позволяет, с одной стороны, делать огромные живописные, очень высокие храмы, а с другой стороны, их успешно отапливать зимой, потому что их внутреннее пространство очень даже небольшое.

Шатровые деревянные храмы

Древнейшим точно датированным шатровым памятником России является церковь в селе Лявля. Есть еще две церкви, у которых спорные даты: их нижние части, возможно, построены в одно время, но, скорее всего, шатры - в другое. А вот тот шатер, где, в общем, у нас нет сомнений, что он первоначален, - это церковь в Лявле. Она построена типом восьмерик от земли. Шатер может в деревянном зодчестве сочетаться с немного разными типами самого храма. Тип восьмериком от земли очень редкий. Он в деревянном зодчестве встречается время от времени и только в сочетании с шатром, а в каменном зодчестве тоже бывает иногда, и вот там действительно мы можем, скорее, говорить о том, что туда он в этих редких случаях - а мы с вами видели на Вятке две таких церкви - он позаимствован из деревянной архитектуры.

Дальше к этой церкви присоединены два прируба, то есть меньшего размера прямоугольных сруба, увенчанных такой особой формой, которая называется бочка. Такая килевидная форма тоже присуща именно деревянному зодчеству, и в редких, очень редких случаях - в Каргополе, я напомню, была одна такая церковь - мы вдруг видим, как она попадает и в каменное зодчество. Но вообще это такая типичная очень живописная форма перекрытия деревянного храма, обычно небольшого. Очень редко, в редчайших случаях, бочками перекрывают сам храм, но почти всегда алтарь и иногда притвор, как здесь, даже с двух сторон. Вот такой в целом очень суровый, сдержанный облик, пока довольно мало деталей, такой коренастый шатер. Мощная церковь, датирующаяся концом XVI века, повторяю, старейшая. Это на Северной Двине, недалеко от Архангельска, старейшая точно датированная шатровая церковь.

Был тип шатровых храмов, очень живописный, который в наибольшей степени похож на церкви в Коломенском. Это крестообразные храмы. Напомню, что Коломенское имело крестообразную форму, с дополнительными выступами между рукавами креста, и вот есть целая серия крестообразных церквей. Из них, наверное, самой выразительной и живописной является великолепная церковь в селе Варзуга, наверное, самый северный памятник русского деревянного старинного зодчества. Он находится на Белом море, но на северном берегу, то есть со стороны Мурманской области. Вообще большая часть Кольского полуострова - это тундра, но его южная кромка покрыта лесами, и от местного финно-угорского слова «терь» (лес) он называется Терский берег Белого моря, то есть к северу от Соловецких островов.

Здесь в огромном селе Варзуга, где сохранилось в таком не очень целом виде аж четыре деревянных церкви, вот главная из них - конца XVII века, великолепной крестообразной формы. Каждый из ее прирубов перекрыт бочкой, и на каждой установлено еще по одной бочке. Маленькие бочечки сделаны вокруг главного шатра, то есть в данном случае они, возможно, имитируют - например, если мы посмотрим в Коломенском, то там тоже есть килевидные завершения у каждой из сторон шатра - и вот как раз возможно, что они их и имитируют или имитируют какую-то другую церковь, которая в свою очередь повторяла формы церкви в Коломенском. Здесь даже можно найти некоторые довольно точные параллели. Так же, как в Коломенском, есть и галерея с обходом, и крыльца. В целом это как раз, наверное, были первые копии Коломенского, не упрощенные. Упрощенные - вот восьмериком от земли, это проще для деревянного зодчества.

Но, конечно, самый распространенный тип шатрового храма - это храм просто восьмериком на четверике, с трапезной. Вообще как раз в дереве эти храмы существуют уже с начала XVII века, а может быть, были даже и раньше. В камне форма восьмерик на четверике распространяется позже, только в середине XVII века. Но интересно, что если мы говорим про шатровые храмы XVI века, то отчасти они похожи. Они же не все крестообразные. Некоторые наиболее простые каменные шатровые храмы тоже имели четверик и потом небольшой низкий восьмерик. Здесь, в дереве, он часто делается выше. У него часто делается повал. И вот как раз церковь в селе Гимрека - это западный берег Онежского озера на территории Карелии, то есть регион Обонежья - здесь как раз очень выразительный повал, то есть верхняя часть восьмерика значительно шире нижней части. Это украшено еще такими красивыми деревянными орнаментами. Сам шатер приобретает довольно вытянутые очертания, что характерно для шатров XVII - первой половины XVIII века, для шатров петровского времени.

Эта церковь - одна из тех, которые были хорошо и удачно отреставрированы. Она имеет очень живописное крыльцо на два схода, покрытое очень красивой, выразительной резьбой. Это очень хороший памятник шатрового зодчества. Повторю, шатры - в целом очень распространенный тип деревянного зодчества. И, естественно, я показал только некоторые церкви, может быть, не обязательно самые знаменитые, но какие-то наиболее убедительные, на мой взгляд, в рамках этого шатрового стиля.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Как мы знаем, в каменной архитектуре эпохи Алексея Михайловича складывается стиль дивного узорочья. Он складывается еще, собственно, до того, как эта эпоха начинается, в 1630-е годы, и он отличается использованием большого количества кокошников и такими измельченными, дробными композициями, где разные объемы присоединяются друг к другу, такой подчеркнутой живописностью, разноцветностью. И, видимо, таким, насколько мы можем судить по разным гравюрам, - а подлинных цветных изображений, как я понимаю, не сохранилось - таким был знаменитый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в конце 60-х годов XVII века. Он является, во-первых, одной из немногих деревянных построек такого высокого статуса, про которые мы хотя бы знаем, как они выглядели, и, во-вторых, он в целом является весьма живописным явлением русского деревянного зодчества.

Когда мы на него смотрим, мы сразу видим, сколько здесь разных видов окон, разных видов шатров, бочек и так далее, что, конечно, говорит об удивительном разнообразии и вариативности этих приемов. Деревянное зодчество, в силу того, что есть один и тот же модуль, - это клеть, сруб или клеть, которую, собственно, он формирует, - дальше можно приставлять друг к другу эти срубы с самыми разными завершениями, комбинировать. В этом смысле как раз здесь намного проще все делать, чем в камне, потому что само дерево весит меньше и какие-то конструкции очень легко друг с другом сочетаются. И вот как раз этот дворец - очень живописная вещь. Очень жалко, что он не дошел до нашего времени.

Региональный школы

Скорее всего, именно с формой горки кокошников на посадском храме связываются особые типы кубоватого завершения. В деревянном зодчестве в старой терминологии словом «куб» обозначалась такая специфическая форма, немножко, наверное, напоминающая такое, если можно сказать, сочетание пирамиды с четырехгранной луковицей, что ли. Мне трудно описать, как правильно это сказать, как про геометрическое тело. Такая особая четырехгранная форма. Ее можно представить еще и как некую объемную бочку в каком-то смысле. Интересно, что она распространяется вовсе не во всей деревянной архитектуре. Вот мы видели, собственно, пример такого куба, водруженный на дворец царя Алексея Михайловича, но особую любовь она находит в регионе Онеге.

Тут нужно оговориться, что в деревянном зодчестве, как и в каменном, довольно быстро формируются региональные школы. Там, где много строят, в каждом регионе возникает какой-то свой любимый прием, свой тип храма, свой образ храма. Например, все Обонежье - это многоглавые храмы, все Поонежье, то есть вдоль реки Онега, от Каргополя и вверх - здесь кубоватые храмы, Пинега и Мезень - шатер на крестчатой бочке, Поважье - это такие украинские завершения ну и так далее и так далее, на Двине - скорее, такие мощные шатры. В общем, каждый тип пробуется в разных местах, но обычно приживается в каком-то одном. Почему - мы пока не знаем, и, конечно, вообще с точки зрения взаимодействия деревянного зодчества и каменного эта история еще по-серьезному не написана, и она требует еще очень многих и долгих исследований.

Тем не менее вот кубоватые постройки - это Нижняя Онега и вообще Белое море, вот этот регион. Как пример привожу живописнейшую Владимирскую церковь Подпорожья, она уже даже с середины XVIII века. Изумительной красоты памятник. Здесь к основному кубоватому объему пристроено четыре очень выразительных бочки. На этих бочках стоят дополнительные шатры, кое-какие уже обсыпались, – девятиглавая композиция. К сожалению, эта церковь тоже находится в очень плохом состоянии, но надеюсь, ее успеют спасти до того, как она обрушится.

Очень живописная особая композиция сложилась на реках Пинега и Мезень. Здесь используется тип, который называется шатер на крестчатой бочке. То есть делается бочка, которая имеет не два фасада, а четыре, то есть как бы две бочки накладываются друг на друга крест-накрест, в центре на них водружается шатер, и на каждую из бочек ставится еще по главе. Получается такая живописная пятиглавая композиция, подчеркивающая вертикаль, устремленная вверх.

Тут, к сожалению, большая беда. Она состоит в том, что практически все храмы такого типа погибли в советское время. До нашего времени дошло только два, в более-менее целом виде. Один из них, самый известный, наверное, - церковь Одигитрии в селе Кимжа, начала XVIII века. Недавно храм прошел качественную реставрацию, но благодаря этому сейчас он выглядит не очень презентабельно, потому что, в основном, имеет новые доски. Вот в Кимже, если я не ошибаюсь, решили сохранить доски на срубе, имея этот печальный опыт. Ну и еще есть одна поздняя, середины XIX века, церковь, не очень выразительная по силуэту. К сожалению, все остальные исчезли.

Но в целом вот это очень своеобразный тип и, наверное, самый малоизвестный, потому что Пинега и Мезень - это самые отдаленные части русского севера, наименее посещаемые и в чем-то даже менее известные в истории русского искусства. Хотя подчеркну, что, конечно (мы об этом не говорили), степень изученности деревянного зодчества, по сравнению с региональным каменным, она просто огромная. Конечно, уже с конца XIX века все его очень любили, постоянно про него писали, очень много занимались, а каменное никто не замечал, никого оно не интересовало, и в этом смысле как раз недаром сейчас такой большой бум исследования регионального каменного зодчества, потому что оно было совершенно не изучено. С деревянным все значительно лучше, но хуже в том смысле, что самих памятников сохранилось маловато.

Соборные формы

В деревянное зодчество часто проникают и формы соборного строительства, что очень необычно, но иногда прямо в дереве строятся церкви, которые хотят быть похожими на соборы. В каких-то северных некрупных городах строились соборы в шатровой форме, то есть в форме обычных деревянных церквей, но вот, например, в городе Шенкурске в конце XVII века был построен не дошедший до нашего времени собор, где центральный объем представлял собой классический для этого времени большой тип как бы столпного храма. Столпов здесь, конечно, нет, поскольку деревянную кровлю намного легче поставить над широким пространством, но у него такая невыступающая кровля, каноническое пятиглавие, все как полагается в большом храме, но от деревянного зодчества - и, возможно, технически это было полезно - были сделаны высокие дополнительные прирубы, то есть он получился в результате девятиглавым, и большая трапезная с крыльцом. В целом он интересен именно как пример внедрения соборной типологии, соборного столпного храма в деревянное зодчество.

Был еще один примерно того же времени, конца XVII века, удивительный храм, который погиб еще в середине XIX века. Он стоял в городе Кола. Это некий предшественник Мурманска, то есть это совсем далеко, на берегу Баренцева моря. Это был собор этого самого города Кола, сделанный из дерева. В нем соборное начало выражено меньше. Он, по сути, представлял собой крестообразный храм, над которым сверху стояло пятиглавие, но напоминающее шатер. На самом деле мы не знаем, как он выглядел, потому что существует только несколько зарисовок, сделанных до того, как он сгорел во время осады англо-французской эскадрой г. Кола в ходе Крымской войны.

Он завершается чем-то, напоминающим шатер, и с четырьмя главами по углам, то есть явно важна соборная пятиглавая типология, дальше крестообразное пространство, еще по одной башне стоит над каждым из прирубов, но интересно, что дальше к нему пристроено еще два очень высоких пятиглавых придела. То есть получается такая композиция: пятиглавие, вокруг него четыре еще главы (девять) и еще десять глав дополнительных, то есть всего 19 глав. Такая уникальная ситуация.

Композиция из главного пятиглавого храма и двух пятиглавых приделов в каменном зодчестве существует в единственном экземпляре, и это очень известный храм Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле. Возможно, вот здесь что-то подобное было повторено. Я не уверен, что именно ярославский храм, хотя нельзя исключить, что он вполне мог быть и известен строителям этого храма.

Главная идея пятиглавых приделов очень редкая, и, надо сказать, она нигде больше не встречается и в деревянном зодчестве, но здесь тем не менее она была воплощена. Очень жаль, конечно, что этот памятник погиб, и так давно.

Говоря о каких-то интересных решениях, вот таких многоглавых, сложных, близких к собору, нельзя не упомянуть замечательный храм Троицы в Нёноксе, который как раз недавно прошел большую, хорошую реставрацию. Сейчас она в этом году заканчивается. Это единственный известный нам сохранившийся пятишатровый храм. То есть у него центральная шатровая часть вполне обычная, к ней сделан шатровый же алтарь, притвор, над которым тоже поставлен шатер, и справа и слева два придела тоже с шатрами. В каком-то смысле, конечно, это повторяет общую идею собора Покрова на Рву, которую почему-то захотели здесь воспроизвести, или каких-то малых храмов этого же типа.

Мы знаем, что, например, на Вятке был в XVI веке построен деревянный собор Трифонова монастыря, который тоже имел такую композицию в дереве. То есть какие-то деревянные предшественники у Нёнекса были, но вот по тому, что мы знаем на середину XIX века, уже по фотографиям, больше таких пятишатровых храмов не было. Это редкий, интересный тип. Причем подчеркну, что это все-таки не собор, а церковь, весьма крупного села на берегу Белого моря, но не какого-то очень важного и даже не маленького города.

Влияние нарышкинского стиля и украинских образцов

Сейчас мы говорили про какие-то формы, которые так или иначе могли быть связаны со следованием типологии и образам каменной архитектуры узорочья. Теперь перейдем к следующему этапу, к петровскому времени, когда деревянные церкви часто отражают те же самые обращения к украинской архитектуре и к различным типам нарышкинского стиля, в основном, ярусным типам.

Самая такая узнаваемая и заметная форма украинской архитектуры, которая попала в Россию, - это высокая грушевидная кровля, которая по-украински называется «баня». Эти бани иногда, в очень редких случаях, но все-таки использовались над каменными зданиями, как правило, когда они сами строились в украинской стилистике, как, например, в случае тюменского Троицкого монастыря, и вообще часто в Сибири. Но любопытно, что в деревянном зодчестве эти кровли получили очень широкое распространение. Они почему-то очень понравились, и, например, в Сибири огромное количество деревянных зданий было ими увенчано. И в одном из регионов русского севера, а именно в регионе Поважья, то есть вдоль реки Ваги, тоже возникло довольно большое количество подобных храмов.

Мы на самом деле не знаем, когда этот процесс начался - архитектура Поважья очень плохо дошла до нашего времени, и она еще не изучена, ей надо заниматься и заниматься, - но очевидно, что именно там они сконцентрированы. И вот интересный пример того, насколько это было модным и насколько заказчики это любили, является церковь в селе Зачачье. Там течет река с таким грузинским названием Чача, и вот за этой Чачей стоит село Зачачье, и в нем, собственно, находился построенный в конце XVII века великолепный шатровый храм восьмериком от земли, такой большой и суровый, но в середине XVIII века, видимо, следуя архитектурной моде, все его завершение было перестроено на такую мощную эффектную украинскую главу. Вот такой интересный пример украинского влияния. Повторяю, его довольно много в деревянной архитектуре.

С эпохой нарышкинского стиля, то есть после середины 80-х годов, связано, как в каменном, так и в деревянном зодчестве очень широкое распространение ярусных сооружений. Если в каменном зодчестве, конечно, нарышкинский стиль - это в первую очередь белокаменная резьба, и, как вы понимаете, это то, что не может быть воспроизведено в деревянном зодчестве, то именно сами композиции, разнообразные, стремящиеся вверх и часто имеющие несколько ярусов, получили очень широкое распространение. Они, конечно, не обязательно напрямую копируют какие-то нарышкинские. Нарышкинские композиции очень любили полуциркульные формы, многолепестковые, например. Это то, что в деревянном зодчестве довольно тяжело сделать.

Но возникают другие комбинации. Например, именно в этот момент создается эффектнейшая, очень красивая, величественная церковь Ширкова погоста. Это как раз недалеко от Осташкова, на озере Вселуг, то есть это, скорее, Центральная Россия, это не север. Здесь используется восьмискатное покрытие, но оно повторяется три раза и задает такую очень динамичную, устремленную вверх композицию, всего с одной главой, то есть в чем-то довольно строгую, но вот этот рисунок из трех стоящих друг на друге восьмискатных объемов, конечно, очень эффектен. Надо сказать, что таких сохранившихся храмов тоже больше нет, но мы знаем, что в целом в этом регионе ярусные храмы имели распространение.

Конечно, храм восьмериком на четверике, который в нарышкинское время становится едва ли не ведущим типом храмов, получает распространение и в деревянном зодчестве, и, конечно, его интересный извод, когда он получает многоярусные очертания, тоже. Есть некоторые группы храмов - к сожалению, они практически все не дошли до нашего времени, но ими немножко занимались, - вот одна из них находится в районе озера Воже, то есть к северу от Вологды, к югу от Каргополя. Там было несколько храмов. Лучший из них стоял в селе Поповка (Каликино).

Эти храмы относятся к середине XVIII века, когда тип восьмерика на четверике получил уже очень широкое распространение в каменной архитектуре. Они были двухэтажными. В частности, этот храм имел два этажа, большую трапезную, то есть это такой стандартный тип трапезного храма, но основная часть была завершена аж тремя восьмериками и дальше таким куполом. В целом он был очень живописен, и то, что отражает уже сильное влияние на него каменной архитектуры, - там были фризы, имитирующие метопы и триглифы, и верхние восьмерики были украшены колоннами и арками, сделанными из дерева. Очень трогательная попытка придать храму вид, напоминающий каменное сооружение. К сожалению, этот храм рухнул примерно 15 лет назад, больше его не существует.

Знаменитые храмы Обонежья

Почти нет сомнений в том, хотя и не существует пока публикаций, подробно это обосновывающих, что самые знаменитые храмы России, а именно многоглавые храмы Онежского региона, Обонежья, вокруг Онежского озера, и в первую очередь храм в Кижах, тоже возникли под влиянием нарышкинского стиля, под влиянием вытянутых вверх церквей, у которых есть дополнительные прирубы с главами. Если вы вспомните храм в Филях и посмотрите на первый такой большой многоглавый храм, храм в селе Анхимово, который, к сожалению, сгорел в начале 1960-х годов, но сейчас существует даже две его точных реплики в разных местах России, мы увидим, что это та же самая идея.

Есть некое центральное вытянутое вверх пространство с главой и с четырех сторон прирубы, на которых тоже стоят главы. Здесь просто между прирубами и центральным пространством добавлены еще главки, центральная окружена другими, но сама вот эта идея ярусности и украшенности разными главами, она, как мне кажется, не могла возникнуть вне нарышкинского стиля. По крайней мере мы прекрасно знаем, что ни одного храма старше рубежа XVII-XVIII века этого типа в России нет, и они никак не прослеживаются по каким-то изображениям или письменным источникам. Поэтому я почти убежден в том, что именно когда появились каменные ярусные нарышкинские храмы, то создание таких храмов, как Анхимово, стало ответом на их появление. Само Анхимово имело, соответственно, центральную главу, вокруг него восемь, всего девять, и по два прируба с каждой стороны с главами, то есть еще восемь, итого семнадцать глав.

Церковь в Кижах - это еще более усложненный тип этого храма. Здесь 22 главы. Здесь еще добавляется этажность и ярусность, мотив луковицы начинает очень сильно повторяться, и даже может показаться, что даже слишком, но в целом, конечно, это очень гармоничный храм. По сути, относительно схемы в Анхимове здесь просто добавили в центре еще четыре маленьких главы вокруг центральной, и, соответственно, получилось не 17, а 21 глава, но еще одна над алтарем - соответственно, 22 главы.

Кижский храм всегда был очень важным. Потом его повторяли в уменьшенном виде. По берегам Онежского озера есть несколько реплик. Но в целом он, наверное, остается такой вершиной русского деревянного зодчества, один из самых крупных храмов и, безусловно, самый сложный по конструкции и количеству элементов. В настоящее время он проходит тяжелую, но вполне успешную реставрацию.

Как раз на примере этого храма особенно хорошо посмотреть внутреннее устройство. Еще раз повторю, что внутри все храмы были очень небольшими. У них был обычно трех- или четырехъярусный иконостас, все пространство сразу же над ним завершалось искусственным потолком, который часто расписывался, а дальше было огромное пустое пространство.

Если мы посмотрим храм в Кижах в разрезе (правильно ударение – Ки́жи), то мы увидим, что внутреннее пространство занимает где-то одну треть высоты храма. Все остальное - это пустой чердак, где просто устроены разные конструкции, которые поддерживают то, что предназначено в первую очередь для любования снаружи.

Оригинал взят у d_popovskiy в 25 старинных деревянных зданий мира

Я уже писал про сохранившиеся деревянные постройки Манхэттена . Сегодня предлагаю посмотреть на старинные деревянные здания из разных уголков мира. Многие из них уже были упомянуты мной на Facebook. Особой методики отбора зданий для поста у меня не было, все то, что случайно попадало в поле во время интернет-серфинга и казалось мне интересным, незамедлительно отправлялось ко мне на стену. Единственное ограничение - здания должны были быть построены не позже 1700 года, т.е конца XVII века. Таким образом, в посте собраны 25 зданий, представляющих 10 веков деревянной архитектуры. Не имея возможности активно путешествовать по миру и самому отснять все эти объекты, пришлось прибегнуть к помощи Wikipedia и Flickr.

VII ВЕК

1. Пагода и кондо в Хорю-дзи
Икаруга, Нара, Япония

Храм был основан принцем Сётоку в 607 году. В 670 году из-за удара молнии комплекс полностью сгорел и был отстроен заново к 700 году. Несколько раз храм ремонтировали и пересобирали. Работы проходили в начале XII века, в 1374 и 1603 годах. Несмотря на это, считается, что 15-20% строений Кондо сохранили оригинальные материалы храма при реконструкции. Это делает Хорю-дзи (пагоду и кондо) старейшими сохранившимися деревянными зданиями мира.

XI ВЕК

2. Kirkjubøargarður
Фарерские острова

Kirkjubøargarður - один из старейших обитаемых деревянных домов в мире, датируется приблизительно XI в. В 1100 году здесь размещались епископская резиденция и семинария. После Реформации, произошедшей на Фарерских островах в 1538 году, вся недвижимость католической церкви была захвачена королем Дании. Сегодня эта земля находится в собственности правительства Фарерских островов. Семья Patursson арендует землю с 1550 г. Дом является музеем, однако уже 17-е поколение Patursson до сих пор живет в нем.

3. Гринстедская церковь (церковь Святого Андрея)
Гринстед, Эссекс, Великобритания

Гринстедская церковь является самой древней сохранившейся деревянной церковью в мире и одним из старейших деревянных зданий Европы. Первоначально считалось, что церковь была построена в 845 году, однако последние дендрохронолигческие исследования омолодили здание на двести лет. Кирпичная пристройка возникла в 1500-е годы, а белая башня - в XVII веке.

Церковь является образцом традиционного саксонского способа строительства.

4. Пагода Шакьямуни в храме Фогонг
Шаньси, Китай

Пагода Шакьямуни в храме Фогонг является старейшей деревянной пагодой Китая. Она построена в 1056-1195 годах. Утверждается, что за свою 900-летнюю историю пагода пережила как минимум 7 крупных землетрясений, причем одно из них практически полностью уничтожило основной храмовый комплекс. До ХХ века здание подвергалось 10 мелким ремонтам.

XII ВЕК

5. Ставкирка в Урнесе
Урнес, Лустер, Норвегия

Ставкирка - наиболее распространенный в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов. С XI по XVI вв. в Норвегии было построено около 1700 ставкирок. Большинство зданий было снесено еще в XVII веке. В 1800 году таких храмов насчитывалось 95, а до наших дней сохранилось всего 28 зданий. В Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию,большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур, язычники и сатанисты методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения.

Ставкирка в Урнесе - самая старая из сохранившихся ставкирок Норвегии, построена приблизительно в 1130 году, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.

Орнамент на одной из стен Урнесской ставкирки:

6. Ставкирка Хопперстад
Vikøyri, Норвегия

Ставкирка построена в 1140 году.

Интерьер:

XIII ВЕК

7. Ставкирка в Хеддале
Хеддал, Нотодден, Телемарк, Норвегия

Ставкирка в Хеддале является самой большой из сохранившихся каркасных церквей. Точный год постройки неизвестен, здание датируется началом XIII века. Церковь многократно перестраивалась и реконструировалась.

Последняя крупная реконструкция, проведенная в 1950-е годы, вернула ставкирке облик, максимально приближенный к первоначальному. Здание церкви до сих пор содержит около трети древесины, использованной при строительстве в XIII веке.

XIV ВЕК

8. Мост Капельбрюкке
Люцерн, Швейцария

Мост Капельбрюкке построен в 1365 году и является старейшим деревянным крытым мостом Европы. Под коньком крыши вдоль всего моста размещены 111 треугольных картин, рассказывающих о наиболее важных моментах в истории Швейцарии. В 1993 году Капельбрюкке сильно пострадал при пожаре, который, как предполагается, возник из-за непотушенной сигареты. Были уничтожены 78 из 111 картин. Мост и часть картин восстановлены по сохранившейся инвентарной описи.

9. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Архангела Михаила в Хачуве
Хачув, Польша

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Архангела Михаила - готическая деревянная церковь в селе Хачув, вместе с другими деревянными церквями южной Малопольши и Подкарпатья входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Костел построен в XIV веке, предположительно в 1388 году. В 2006 году начались работы по обновлению гонта. Стоимость работ составляет более 100 тысяч евро.

Ценным является и интерьер костела, в том числе: барочный главный алтарь конца XVII века, сосуды XVII-XVIII веков, готические скульптуры XV века, каменная купель XVI века, готические порталы. Кроме того, интерьер украшает уникальная полихромия 1494 года. Вероятно, это самая старая полихромия такого типа в Европе.

10. Церковь Воскрешения Лазаря
Кижи, Россия

Точная дата постройки церкви неизвестна, однако считается, что она построена раньше 1391 года. Здание было воздвигнуто преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря. После революции на месте Муромского Свято-Успенского монастыря власти организовали сельхозкоммуну им. Троцкого, после 1945 года - дом инвалидов, а в 1960-е годы место запустело. В 1959 году церковь Воскрешения Лазаря была разобрана и перевезена в Кижи, где рестварирована в 1960 году.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII века и представляющий собой древнейший тип двухярусного иконостаса.

XV ВЕК

11. Het Houten Huys
Амстердам, Нидерланды

Не считая пригородов, вошедших в границы города позже, в Амстердаме сохранилось два деревянных здания. Старейшим из них является Het Houten Huys, построенный в 1425 году.

12. Церковь Святого Николая Чудотворца в Колодном
Колодное, Закарпатье, Украина

Церковь построена в 1470 году. Это самый древний деревянный храм Украины и один из старейших в Европе памятников деревянного зодчества. В 2007-2008 году были произведены реставрационные работы, в результате которых заменили крышу, закрыли аркаду на колокольне сеткой от птиц, отремонтировали двери, деревянными кольями заткнули все отверстия и щели в срубах.

13. Церковь Ризоположения из села Бородава
Кириллов, Россия

Церковь Ризоположения является самым старым точно датированным сохранившимся памятником деревянного зодчества России. Здание построено в 1485 году в селе Бородава, находящемся недалеко от знаменитого Феропонтова монастыря. В 1957 году церковь была перенесена в город Кириллов. В настоящее время она находится на территории Нового города Кирилло-Белозерского монастыря.

14. Ротенбургерхаус
Люцерн, Швейцария

Ротенбургерхаус построен около 1500 года и является старейшим жилым деревянным зданием Швейцарии.

15. Huis van Jan Brouckaerd (Дом Яна Броукаерда)
Гент, Нидерланды

В Нидерландах сохранились средневековые дома с деревянными фасадами. Один из них - Huis van Jan Brouckaerd, построенный в XVI веке.

16. De Waag и De Steur
Мехелен, Бельгия

Здания De Waag и De Steur были построены на Соляном причале в первой половине XVI века. Их можно увидеть на старинной открытке в центре кадра.

Здания были восстановлены в 1927 году.

17. Костел Святой Катерины
Острава, Чехия

Здание являлось самым старым деревянным костелом Центральной Европы. Первоначально костел был построен в 1543 году. Однако в 2002 году случилось несчастье - от короткого замыкания в электропроводке церковь вспыхнула и сгорела за несколько минут. Так Острава лишилась одного из своих древнейших зданий.

Жители остравской области считаются людьми, равнодушными к религии. Тем не менее на восстановление храма было собрано более двух миллионов чешских крон. Также были пожертвования со стороны предпринимателей, прихожан из других городов страны и даже от польских верующих. Настоятель Иржи Стрниште говорит, что к нему пришла старушка из Ивано-Франковска, приехавшая навестить дочь, работающую на стройке в Остраве, и пожертовала двести крон на восстановление костела.

Строительство длилось около двух лет. При восстановлении церкви использовалось уцелевшее после пожара старинное дерево, чтобы костел Святой Катерины не был вычеркнут из списка памятников архитектуры. По словам настоятеля им пришлось "буквально по палочкам, деревяшкам и дощечкам, чуть ли не ползая на коленях, собирать куски невыгоревшего дерева". Храм восстанавливался с использованием традиционных методов строительства деревянных зданий. Торжественное открытие состоялось 30 октября 2004 года.

18. De Duiveltjes
Мехелен, Бельгия

Дом построен в 1545-1550 годах и восстановлен в 1867.

Здание обладает уникальным деревянным фасадом, декорированным резными чудищами - сатирами и дьяволятами, которые и дали прозвище дому.

19. Oude Huis
Амстердам, Нидерланды

Как уже упоминалось выше, в Амстердаме сохранилось всего два деревянных здания. Одно из них - Het Houten Huys, а второе - Oude Huis, находящееся по адресу Zeedijk 1. Здание построено в 1550-е годы.

XVII ВЕК

20. Питстоунская ветряная мельница
Питстоун, Бакингемшир, Великобритания

Мельница построена предположительно в 1627 году и считается старейшей ветряной мельницой Англии. В 1902 году здание было серьезно повреждено чудовищной бурей. В 1922 году разрушенная мельница была куплена фермером, чьи земли располагались неподалеку. В 1937 году он передал здание в дар Национальному трасту, но только в 1963 году начались ремонтные работы. Причем проводили их добровольцы за свой счет. В настоящее время мельница открыта для посещения летом по воскресеньям.

Flickr

В течение столетий дом перестраивался, центральная часть здания является самой старой.

24. Дом вурлезера
Статен-Айленд, Нью-Йорк, США

Голландское слово "voorlezer" (читатель) применялось среди нидерландских колонистов по отношению к активным людям, берущим на себя полуофициальные обязанности, связанные с активным участием в местном законодательстве, образовании и религиозной жизни. После захвата англичанами голландских колоний, вурлезеры продолжали вести хозяйственный учет и документацию. Последний человек, которому было присвоено такое звание, ушел в отставку в 1789 году. Его преемник уже носил звание клерка.
Здание, расположенное на Статен-Айленде построено около 1695 года и является самым старым деревянным школьным зданием в США. На первом этаже располагались жилая комната и большой зал для церковных служб. Второй этаж занимали спальня и еще один большой зал, который, как считается, был предназначен для проведения школьных занятий.

25. Спасо-Зашиверская церковь
Барышевский сельсовет, Новосибирская область, Россия

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"