Коридор и прихожая

16 полный арест имущества налогоплательщика предполагает. Арест имущества налогоплательщика в обеспечение взыскания налогов. Характерные черты ареста имущества компании

16 полный арест имущества налогоплательщика предполагает. Арест имущества налогоплательщика в обеспечение взыскания налогов. Характерные черты ареста имущества компании

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 77 НК РФ

Статья 77 НК РФ. Арест имущества (действующая редакция)

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора, плательщика страховых взносов - организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 77 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи содержится определение ареста имущества, используемого в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, - действие налогового или таможенного органа по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, состоящее в описи такого имущества и наложении запрета или ограничения владеть, пользоваться и/или распоряжаться им.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. При этом целью данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является не допустить неисполнения данной обязанности вследствие того, что налогоплательщик скроется или скроет принадлежащее ему имущество, на которое могло бы быть обращено взыскание.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, арест имущества налогоплательщика производится при одновременном наличии двух условий:

во-первых, неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

во-вторых, достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи арест имущества может быть полным или частичным.

При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Под владением в гражданском праве принято понимать фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее. Владение вещью является одним из правомочий собственника, одновременно являющимся необходимым условием реализации двух других правомочий - пользования и распоряжения.

Пользованием признается деятельность собственника, направленная на удовлетворение своих потребностей за счет вещи.

Распоряжением называется деятельность собственника по определению юридической судьбы вещи путем совершения с нею сделок и иных юридически значимых действий. Распоряжение вещью может быть связано с ее отчуждением, при котором налогоплательщик утрачивает право собственности (продажа вещи, мена, дарение и др.), либо не влечь его (передача вещи в аренду, в ссуду, в доверительное управление и т.п.). Арест имущества налогоплательщика-организации в первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Согласно п. 4 комментируемой статьи арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть. При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней.

Согласно п. 5 комментируемой статьи аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. При необходимости допускается арест всего имущества налогоплательщика-организации.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации".

Указанным Приказом также утверждены формы протокола ареста имущества и постановления об отмене ареста имущества налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента - организации.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

Фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

Дату вынесения и номер постановления;

Наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

Сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

Вид ареста (полный или частичный);

Перечень имущества, подлежащего аресту;

Основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-5703/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Как следует из надзорной жалобы, решение инспекции от 31.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу и у инспекции отсутствуют препятствия для принятия в настоящее время обеспечительных мер в порядке статей 76 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, оспаривание обществом решений о принятии обеспечительных мер не препятствовало инспекции принять соответствующие решения вместо оспариваемых в период рассмотрения дела в суде с соблюдением требований...

  • +Еще...

    "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 3

    Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ коснулось в том числе ст. 77 НК РФ, которая регулирует арест имущества налогоплательщика в обеспечение взыскания сумм налога. Принципиальным новшеством является то, что арест имущества теперь возможен не только в счет взыскания сумм налога, но также сумм штрафа и пеней, что является негативным моментом для налогоплательщика. Кроме того, следует обращать пристальное внимание на процедуру наложения ареста, а также учитывать позиции налоговых органов и судов по этому вопросу.

    Статья 77 НК РФ определяет, что арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

    Таким образом, для правоотношений, возникших после 31.12.2006, применяется новое правило наложения ареста - он может налагаться не только на суммы собственно налоговых платежей, но и на суммы пеней и штрафов.

    Арест имущества производится при одновременном наличии двух следующих оснований:

    • неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога;
    • наличие достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

    Важно обратить внимание на тот факт, что указанные обстоятельства наложения ареста на имущество налогоплательщика заложены не только в НК РФ, но и в Приказе МНС России от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога" (далее - Методические рекомендации), т.е. во внутреннем документе налоговиков. В то же время налоговые органы зачастую не обращают внимания на эти условия.

    Согласно п. 2 ст. 77 НК РФ арест имущества может быть полным или частичным.

    Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Интересно, что в судебной практике нет единого мнения относительно действительности сделки, объектом которой выступает арестованное имущество. Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.08.2005 N А68-ГП-307/4-04 указано, что договор аренды недвижимого имущества с правом выкупа является ничтожной сделкой, в случае если на недвижимое имущество, являющееся предметом договора, наложен арест.

    В то же время в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.07.2004 по делу N А38-448-15/225-2004 указывается, что продажа спорного имущества, находящегося под арестом, соответствует действующему законодательству и оснований для признания сделки недействительной нет.

    В пользу второй ситуации может говорить тот факт, что арест является лишь обременением объекта и не влечет для собственника таких ограничений в праве собственности, которые препятствовали бы ему распоряжаться своим имуществом. Кроме того, при частичном аресте возможно отчуждение арестованного имущества, в частности с согласия налогового органа.

    Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации, однако аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов (п. п. 4, 5 ст. 77 НК РФ). Некоторые судебные органы полагают, что наложение ареста на имущество большей стоимости, нежели необходимо для исполнения обязанности по уплате налогов, является основанием для признания постановления о наложении ареста недействительным <1>.

    <1> Постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2003 по делу N А23-31/03А-5-34.

    Процедура ареста

    Согласно п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Кодекса.

    Процедура взыскания с налогоплательщика-организации суммы налога и пени в бесспорном порядке следующая:

    1. Налоговый орган выставляет налогоплательщику требование об уплате налога и пени (ст. 45 НК РФ).
    2. В случае неуплаты налога и пени налоговый орган принимает решение о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках (п. 2 ст. 46 НК РФ).
    3. Налоговый орган выставляет и направляет инкассовые поручения в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (п. 4 ст. 46 НК РФ).
    4. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган принимает решение о взыскании сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).
    5. На основании этого решения налоговый орган выносит постановление о взыскании сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика.

    Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика признается недействительным при нарушении любого из указанных этапов процедуры взыскания сумм налога и пени.

    Так, судебные органы единодушны в мнении о том, что отсутствие решения налогового органа о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах налогоплательщика является основанием для признания постановления о наложении ареста недействительным <2>.

    <2> Постановления от 10.12.2003 N Ф04/6199-1826-2003, от 12.01.2005 N Ф04-9224/2004(7519-А27-26); ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 по делу N А39-2378/2005-135/1; ФАС Поволжского округа от 20.01.2006 по делу N А55-963/05-34.

    Судебная практика по данной категории дел определенно подтверждает, что налоговые органы, выносящие постановления об аресте имущества налогоплательщика без принятия решения о взыскании сумм налога и пени за счет его имущества, нарушают процедуру наложения ареста на имущество налогоплательщика <3>.

    <3> Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2003 N Ф08-2232/2003-833А; ФАС Уральского округа от 22.10.2003 N Ф09-3501/03-АК, от 18.06.2004 N Ф09-2411/04-АК; ФАС Поволжского округа от 15-16.01.2004 по делу N А49-3080/03-136А/22; ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2004 по делу N А19-15309/03-41-Ф02-995/04-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2004 N Ф04/3686-1150/А45-2004.

    В то же время некоторые судебные органы считают нарушение указанной процедуры вынесения постановления о наложении ареста не достаточным, а чисто формальным основанием для признания постановления недействительным и предлагают налогоплательщику помимо прочего доказать, что такие суммы включены в постановление без достаточных оснований. Так, по конкретному делу суд вынес Определение <4> о приостановлении рассмотрения дела о признании недействительным постановления о наложении ареста до рассмотрения по существу дела о правомерности начисления налоговым органом налоговых платежей на основании выездной налоговой проверки.

    <4> Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.12.2006 по делу N А45-13104/06-12/407.

    Важно отметить, что на необходимость соблюдения процедуры наложения ареста на имущество налогоплательщика указывают и сами налоговые органы.

    Так, например, по информации С.Ю. Раснюк, советника налоговой службы РФ III ранга Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщиками по Новосибирской области, налоговый орган должен соблюдать порядок взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а именно принимать в установленном порядке и в установленные сроки решения о взыскании налогов в оспариваемой сумме за счет денежных средств налогоплательщика, а также предъявлять инкассовые поручения к счету налогоплательщика; иметь основания полагать, что истец скроется или скроет свое имущество <5>.

    <5> См.: Раснюк С.Ю. Арест имущества и его взаимосвязь со ст. 47 НК РФ // Эпиграф, 14.05.2005, N 18.

    Важным обстоятельством, на которое должен обратить внимание суд, является факт отсутствия на счетах налогоплательщика денежных средств, достаточных для взыскания сумм налога и пени.

    Так, суд признал недействительным постановление налогового органа о наложении ареста на имущество общества в порядке, предусмотренном ст. 77 НК РФ, поскольку из имеющихся в материалах дела выписок банка следует, что на дату принятия указанного постановления на счетах общества в банке имелось достаточно денежных средств для взыскания недоимки в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках <6>.

    <6> См., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2004 N Ф04/1091-7195/А67-2004; ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2004 по делу N А26-5842/03-26.

    Зачастую данное обстоятельство является основанием для направления дела на новое рассмотрение. Так, одно из дел по заявлению о признании недействительным постановления о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика передано на новое рассмотрение для проверки наличия и достаточности средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, для погашения задолженности <7>.

    <7> Постановление ФАС Поволжского округа от 11.04.2006 по делу N А65-9777/2005-СА1-7.

    При этом сами налоговые органы ранее разъясняли, что взыскание сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика возможно при наличии в налоговых инспекциях следующих документов:

    • лицевых счетов налогоплательщиков, подтверждающих задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
    • расчетных, текущих, валютных, спецссудных либо иных счетов налогоплательщиков в банках, свидетельствующих об отсутствии денежных средств на этих счетах;
    • результатов выверки расчетов по актам проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства (в случае проведения таких проверок) <8>.
    <8> Письмо Минфина России от 28.02.2000 N 04-01-10.

    Постановление об аресте должно содержать следующую информацию:

    а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

    б) дату вынесения и номер постановления;

    в) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

    д) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должен быть наложен арест;

    е) вид ареста (полный или частичный);

    ж) перечень имущества, подлежащего аресту;

    з) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения арестованным имуществом налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом, устанавливающий обязательность их обращения в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

    Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом (п. 8 Методических рекомендаций).

    Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

    В протоколе должно быть отмечено, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент предупреждены об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

    Арест имущества производится с участием понятых, в качестве которых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

    Достаточные основания

    Одним из оснований наложения ареста на имущество налогоплательщика является наличие достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

    В п. 3 Методических рекомендаций под основаниями, свидетельствующими, что должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации могут попытаться скрыться либо скрыть имущество, рекомендуется понимать следующие:

    1. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
    2. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к ее взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала.

    Однако следует учитывать, что, например, наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, меры по взысканию которой налогоплательщиком не принимались, не может рассматриваться как безусловное основание для признания попыток налогоплательщика скрыть свое имущество или скрыться.

    Судебные органы обоснованно указывают, что в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на орган, который принял такой акт, т.е. в данном случае на налоговый орган <9>;

    1. размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.
    <9> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2004 N Ф03-А73/04-2/1128.

    Данное основание также не рассматривается судебными органами как безусловное для признания того, что налогоплательщик предпримет меры к сокрытию своего имущества <10>;

    1. получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел, ФСФО России и иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента-организации скрыться;
    2. анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например:
    • систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган;
    • проведение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц;
    • участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию;
    • аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;
    1. иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста.
    <10> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2004 N Ф04-6768/2004(А67-4854-3).

    Очевидно, что все указанные в Методических рекомендациях основания для признания в действиях налогоплательщика намерения скрыться или скрыть свое имущество подлежат доказыванию налоговым органом. Судебные инстанции неоднократно указывали на такую обязанность <11>.

    <11> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2005 по делу N А56-23702/2004; ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.09.2005 по делу N А19-31955/04-45-Ф02-4376/05-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2006 N Ф04-3993/2006(24083-А67-35).

    Арест имущества в целях взыскания пеней

    Ранее налоговым законодательством РФ не было предусмотрено наложение ареста на имущество налогоплательщика для обеспечения взыскания пеней. Теперь в силу прямого указания ст. 77 НК РФ арест может налагаться не только на сумму налога, но также на суммы пени и штрафа.

    Однако следует иметь в виду, что п. 3 ст. 77 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2007 и применяется к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31.12.2006, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

    Таким образом, попытки налоговых органов наложить арест на сумму не только налога, но также пени или штрафа по отношениям, возникшим до 31.12.2006, представляются необоснованными.

    Рассмотрим доводы, на основании которых можно утверждать неправомерность включения пени и штрафа в размер задолженности, на сумму которой возможен арест имущества.

    Основным доводом может послужить то обстоятельство, что пеня, как и арест имущества, является мерой обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

    Однако налоговые органы считали возможным налагать арест на имущество налогоплательщика в счет обеспечения исполнения им обязанности по погашению задолженности по пене и до принятия п. 3 ст. 77 НК РФ в новой редакции.

    Данное утверждение вытекает из анализа п. 2.2 Методических рекомендаций, в котором говорится, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Кодекса в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), а также пени, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса. Взыскание налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

    Судебная практика, как правило, придерживалась мнения о невозможности ареста имущества на сумму начисленной налоговым органом пени <12>.

    <12> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2004 N Ф03-А73/04-2/1128; ФАС Поволжского округа от 15.02.2005 по делу N А49-11949/04-383А/11; ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-2645/2005(10985-А27-33).

    Вместе с тем в судебной практике встречаются единичные примеры, когда судебные инстанции признавали допустимым наложение ареста на имущество налогоплательщика в счет взыскания пени.

    Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2001 по делу N А29-2693/01А указано, что согласно п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Кодекса.

    В соответствии с п. 7 (в действующей редакции - п. 8) ст. 47 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

    Поэтому вывод суда первой инстанции о недопустимости наложения ареста на имущество налогоплательщика во исполнение обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату налога (сбора) противоречит действующему законодательству.

    По данному поводу можно возразить, что, во-первых, в ст. 77 НК РФ предусмотрена возможность наложения ареста только по налогу, во-вторых, ссылка на аналогию применения ст. 47 НК РФ относительно пеней распространяется на процедуру взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя, а не ареста такого имущества.

    Стоит, однако, учитывать то обстоятельство, что указанные доводы можно приводить лишь относительно правоотношений, возникших до 31.12.2006.

    Две меры взыскания?

    Налоговый орган, взыскивая в бесспорном порядке суммы задолженности по налогу, руководствуясь при этом прописанной в НК РФ процедурой, нередко на деле использует одновременно две меры бесспорного взыскания суммы налога с налогоплательщика. Это означает, что одновременно с вынесением решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика к счетам последнего уже выставляются инкассовые поручения.

    Что делать в такой ситуации и законно ли это?

    Пунктом 3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пеней в соответствие с законодательством РФ после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк. Решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника принимается налоговым органом в отношении сумм задолженности, указанных в постановлении налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

    Судебные органы признают недопустимым обращение взыскания на имущество налогоплательщика без отзыва из обслуживающих его кредитных учреждений не исполненных в установленном порядке инкассовых поручений (распоряжений) налогового органа на перечисление налога, поскольку одновременное обращение взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика может повлечь за собой повторное изъятие одних и тех же сумм и, таким образом, существенно нарушит законные права и интересы налогоплательщика <13>.

    <13> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2001 по делу N А52/745/2001/2; ФАС Центрального округа от 07.05.2003 по делу N А62-2624/02; ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2004 N Ф04/1010-224/А45-2004.

    Вместе с тем налоговое законодательство не содержит положений, обязывающих налоговый орган отзывать из банка инкассовые распоряжения перед принятием решения об обращении взыскания на имущество должника. Из этого следует, что выставленные налоговым органом инкассовые поручения по счетам могут быть приостановлены.

    Более того, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого решения недействительным <14>. Однако судебные органы указывают на необходимость соблюдения налоговым органом Методических рекомендаций в целях предоставления налогоплательщикам гарантий, направленных на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.

    <14> Постановление ФАС Поволжского округа от 20.01.2006 по делу N А55-8240/2005-11.

    Таким образом, в данной ситуации основным критерием, по которому одновременное применение налоговым органом двух мер, направленных на взыскание в бесспорном порядке сумм налога и пеней, можно считать неправомерным, будет являться опасность повторного взыскания сумм налога и пеней.

    Судебная защита

    Если налоговый орган вынес постановление об аресте, налогоплательщик может воспользоваться своим правом на судебную защиту и обратиться в суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.

    При этом налогоплательщик может воспользоваться следующими доводами (см. таблицу).

    Довод Основание Судебная практика в пользу
    налогоплательщика
    Нарушена
    процедура
    вынесения
    постановления
    Статьи 46,
    47, 77 НК РФ
    Постановления ФАС Северо-
    Кавказского округа от 01.07.2003
    N Ф08-2232/2003-833А; ФАС
    Уральского округа от 22.10.2003
    N Ф09-3501/03-АК, от 18.06.2004
    N Ф09-2411/04-АК; ФАС Поволжского
    округа от 15-16.01.2004 по делу
    N А49-3080/03-136А/22; ФАС
    Восточно-Сибирского округа от
    06.04.2004 по делу
    N А19-15309/03-41-Ф02-995/04-С1;
    ФАС Западно-Сибирского округа
    от 05.07.2004
    N Ф04/3686-1150/А45-2004
    Не выполнены
    основания
    наложения
    ареста
    на имущество
    налогоплательщика
    Пункт 1
    ст. 77 НК РФ
    Постановления ФАС
    Дальневосточного округа от
    21.06.2001 N Ф03-А51/01-2/1098;
    ФАС Западно-Сибирского округа
    от 22.09.2004
    N Ф04-6768/2004(А67-4854-3); ФАС
    Восточно-Сибирского округа
    от 27.01.2005 по делу
    N А33-10726/04-С3-Ф02-5926/04-С1
    В постановление
    включены суммы
    взыскиваемой пени
    Пункт 3 ст.
    77 НК РФ (до
    31.12.2006)
    Постановления ФАС
    Дальневосточного округа от
    28.05.2004 N Ф03-А73/04-2/1128;
    ФАС Поволжского округа от
    15.02.2005 по делу
    N А49-11949/04-383А/11; ФАС
    Западно-Сибирского округа
    от 04.05.2005
    N Ф04-2645/2005(10985-А27-33)
    В постановление
    включена сумма
    большая, нежели
    сумма налога,
    подлежащая
    взысканию
    Пункт 5
    ст. 77 НК РФ
    Постановление ФАС Уральского
    округа от 06.12.2004
    N Ф09-5133/04-АК; Информационное
    письмо Президиума ВАС РФ от
    21.06.2004 N 77 "Обзор практики
    рассмотрения дел, связанных с
    исполнением судебными приставами-
    исполнителями судебных актов
    арбитражных судов"
    Налоговым органом
    одновременно
    принимаются две
    меры,
    направленные на
    бесспорное
    взыскание сумм
    налога
    Постановления ФАС Северо-
    Западного округа от 22.08.2001 по
    делу N А52/745/2001/2; ФАС
    Центрального округа от 07.05.2003
    по делу N А62-2624/02; ФАС
    Западно-Сибирского округа от
    01.03.2004
    N Ф04/1010-224/А45-2004, от
    23.03.2005
    N Ф04-542/2005(8661-А02-25); ФАС
    Поволжского округа от 11.04.2006
    по делу N А65-9777/2005-СА1-7
    Нарушены
    требования к
    оформлению
    постановления,
    отсутствует
    санкция прокурора
    Статья 77 НК
    РФ
    Постановления ФАС Московского
    округа от 23.09.1999
    N КА-А40/3024-99; ФАС Западно-
    Сибирского округа от 11.09.2002
    N Ф04/3396-1031/А27-2002

    Следует отметить, что в настоящее время особое значение приобретает обжалование постановлений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков. Это связано с изменениями в НК РФ, предусматривающими право налоговых органов налагать арест на имущество не только на сумму начисленных налогов, но и на суммы пеней и штрафов, которые, как показывает практика, могут не только иметь существенный размер, но и превышать само налоговое обязательство.

    К.Е.Коробкова

    Ведущий юрист

    ООО "Юридическая компания "АВЕГА"

    Правила наложения ареста на имущество определены ст. 77 НК РФ. Арест в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть применен в отношении имущества организаций, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Данный способ обеспечения не применяется в отношении имущества физических лиц.

    Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении его имущества. Арест носит характер временного ограничения права собственности налогообязанного лица в целях обеспечения исполнения возложенной на него налоговой обязанности. Основанием его применения в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности является вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 ПК РФ. НК РФ предусматривает и условия применения ареста имущества: наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Представляется, что арест имущества является самой жесткой мерой налогово-правового принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены два вида ареста имущества: полный и частичный.

    Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и иод контролем налогового или таможенного органа.

    Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, нс применяется взыскание в порядке ст. 47 НК РФ. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора.

    Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые нс заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика-организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика-организации.

    Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие арестованного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

    По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

    Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии.

    Налоговики нередко используют такой инструмент как арест имущества в качестве эффективного способа принуждения налогоплательщика к исполнению своих обязательств. Но такая мера вполне способна парализовать бизнес или даже привести к его краху. Можно ли не дать налоговикам арестовать имущество компании? Если да, то как это сделать?

    Характерные черты ареста имущества компании

    Аресту имущества налогоплательщиков (включая компании) посвящена ст. 77 НК РФ .

    Арест имущества организаций имеет отличительные характерные черты:

    1. Аресту подлежит либо все имущество компании вообще, либо только его часть. Главное правило такое: указанная процедура применяется исключительно в отношении такого объема имущества, которого будет достаточно (необходимо) для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

    2. Для ареста имущества требуется санкция прокурора. Закон дает ему сутки на размышление и изучение представленных органами ФНС материалов, после чего он должен либо санкционировать арест, либо дать мотивированный отказ (Приказ Генпрокуратуры РФ №122 от 22.03.2010 г. ).

    3. Процедура ареста имущества организации строго определена:

    • перед ее началом должностные лица обязаны предъявить служебные удостоверения, а также документы-основания ареста с санкцией прокурора;
    • присутствие понятых - обязательно, присутствие представителя организации - по его желанию, отказать в котором ему не имеют право, при этом всем присутствующим лицам разъясняются их права и обязанности;
    • при производстве ограничения на пользовании имуществом составляется протокол, а также опись арестовываемого имущества, при этом каждый изымаемый предмет предъявляется понятым и представителю.
    4. Место, в котором будет храниться арестованное имущество, изначально определяется в постановлении.

    5. Принимать решение об аресте правомочен только руководитель органа ФНС (его заместитель).

    6. Как только должник исполнит свои обязательства - арест отменяется.

    Каких оснований для такой меры достаточно?

    Налоговики смогут инициировать арест имущества компании при наличии следующих обстоятельств:
    1. В положенные сроки организация не исполнила свои налоговые обязательства.
    2. Представители ФНС полагают, что компания собирается предпринять меры для сокрытия своего имущества. При этом отсутствие доказательств, подкрепляющих данные подозрения, может стать поводом для отмены наложенного ограничения (Постановление 11-го ААС от 08.08.2012 г. по делу № А55-9647/2012 ).

    Обратите внимание: ч.1 ст. 77 НК РФ сформулирована таким образом, что между вышеназванными основаниями стоит союз «и». Это означает, для ареста имущества налогоплательщика (в том числе и организации) должно быть одновременное наличие сразу обоих этих условий. В противном случае наложенное ограничение может быть признано недействительным (Постановление ФАС УО от 02.07.2009 г. № Ф09-4454/09-С2 ).

    Еще одни обязательные условия для ареста имущества компании:
    1. Аресту ареста должно предшествовать решение органов ФНС о взыскании недоимок за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах фирмы в банках и за счет ее электронных денег.
    2. На этих счетах денег у организации нет совсем или их недостаточно для обеспечения исполнения налоговых обязательств, либо налоговикам неизвестно о счетах такого налогоплательщика.

    Условия должны соблюдаться одновременно.

    Как избежать ареста?

    Если говорить точнее, избежать ареста при наличии у налоговиков на то достаточных оснований трудно. Но вполне реально отменить его. Для этого законом предусмотрено несколько способов.

    Временное ограничение права собственности снимается, когда:

    1. Долги и недоимки по налогам погашены.
    2. Суд признает компанию-должника банкротом и открывает конкурсное производство (ч. 1 ст. 126 ФЗ №127 «О банкротстве» ).
    3. Арест на это же имущество наложен приставами. В этом случае их решение перед налоговиками находится в приоритете (п.2.1.1 Соглашения ФССП и ФНС России «О порядке взаимодействия территориальных органов…» ).
    4. Органы ФНС и компания-должник заключили договор о залоге. Причем в качестве такового может выступать тоже самое имущество, которое было арестовано. Но в данном случае им уже можно пользоваться, чего нельзя делать при аресте. Принимать решение о возможности замены ареста залогом- право, а не обязанность налоговиков.
    5. Наложенный органами ФНС арест обжалован в судебном порядке. Об этом более подробно будет описано ниже.

    Как добиться снятия ограничения через суд?

    Достаточно указать на ошибки, допущенные при реализации этой процедуры налоговиками. Конечно, не все они станут основанием для отмены ареста. Назовем наиболее «перспективные».
    1. В решении о наложении ареста обозначено только одно основание вместо двух. Об обязательности одновременного и наличия, и указания налоговиками двух факторов было рассказано выше.
    2. Арест имущества не должен привести к парализации деятельности компании, т.к. в конечном итоге нарушается право его работников на труд и получение зарплаты (Письмо Генпрокуратуры РФ №40-09-2017 от 06.07.2017 г. )
    3. Не все арестованное имущество указанно в постановлении.
    4. Нет отметки о виде ареста (полный он или частичный).
    5. Нарушена процедура производства временного ограничения пользования (нет понятых, налоговики не предъявили служебные удостоверения, протокол составлен с нарушениями и т.п.).
    6. Арестованное имущество (его общая оценочная стоимость) превышает размер невыполненных налоговых обязательств — налоговых соборов и пени вместе взятых (Постановление ФАС Уральского округа от 06.12.2014 г. №Ф09-5133/04АК ).

    Как видно, при грамотном подходе добиться решения о наложении ареста вполне реально.

    1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

    Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    2. Арест имущества может быть полным или частичным.

    Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

    3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

    Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

    Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

    Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

    4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

    5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

    Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

    6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

    7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

    Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

    8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

    9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

    10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

    11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

    12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

    12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

    13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

    Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

    Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

    14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

    Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

    Комментарий к Ст. 77 НК РФ

    Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае распоряжение арестованным имуществом (заключение сделок, предусматривающих возможность отчуждения этого имущества) полностью запрещено, а пользование и владение осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов. Во втором случае владение и пользование имуществом также осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов, но также под их контролем допускается и распоряжение этим имуществом.

    Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).

    Процедура получения санкции прокурора на арест прописана в Приказе Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122).

    В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:

    руководителя ФНС России либо лица, его замещающего, — генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

    руководителей межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

    руководителей инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС России межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

    Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ).

    Таким образом, исходя из вышеуказанных положений следует, что арест в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов может быть применен только в случае одновременного соблюдения требований, предъявляемых к:

    1) наличию решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ. Так, арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;

    2) денежным средствам налогоплательщика, а именно:

    а) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации;

    б) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии электронных денежных средств;

    а) при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации;

    б) при отсутствии информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

    В соответствии со ст. 125 НК РФ несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб.

    В соответствии с ч. 1 ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются:

    штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

    либо обязательными работами на срок до 480 часов;

    либо принудительными работами на срок до 2 лет;

    либо арестом на срок до 6 месяцев;

    либо лишением свободы на срок до 2 лет.

    Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

    Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

    Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

    Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

    При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

    Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

    По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

    Отметим, что с 5 декабря 2014 г. в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.