Коридор и прихожая

Человек и природа с точки зрения философии. Философские проблемы взаимодействия человека и природы. Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность

Человек и природа с точки зрения философии. Философские проблемы взаимодействия человека и природы. Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность

Часть IV. Человек в природе, истории, обществе и культуре.

1. Взаимосвязь человека и природы.

2. История взаимоотношений общества и природы.

3. Глобальные экологические проблемы.

4. Пути решения экологических проблем.

5. От биосферы - к ноосфере.

Природа - это естественная среда обитания человека. Взаимосвязь человека и природы очевидна. Человек возник в ходе эволюции природы, существует в природе и абсолютно от нее зависит. Но в тоже время человек, в какой-то степени, существо надприродное. На определенном этапе своей эволюции, он начал преобразовывать природу и на ее базе создавать новый искусственный мир - мир культуры (вторая природа). В состав этой окультуренной природы входят не только здания, оборудование, транспорт, бытовые вещи и т.п., но и живые организмы: сорта растений и породы животных, выведенные человеком. По мере развития человечества, роль искусственной среды постоянно возрастает, а роль природных факторов уменьшается. Окультуренное пространство постепенно, но неотвратимо теснит дикую природу и уже сейчас во много раз превосходит ее. В настоящее время практически вся пригодная для жизни суша освоена человеком и началось активное освоение океанов, на очереди практическое освоение ближнего Космоса. Некоторые люди, даже посчитали, что человек установил полное господство над природой. Все это, порождает у части человечества иллюзию независимости от природы, самодостаточности и всемогущества.

Но это очень опасное заблуждение, человек, при всем своем желании, не перестал быть природным существом. Он существует в очень ограниченной части природного мира - биосфере, в которой все взаимосвязано и подчинено определенным законам. Любое неразумное вмешательство в эту отлаженную систему, может привести к необратимым последствиям, в том числе к ее разрушению, а значит и гибели человечества.

Мощь природы и человечества несоизмеримы. Природные силы в любой момент могут стереть человечество с лица Земли. Человечество, к счастью, не в силах уничтожить природу в целом, но оно способно оказывать на нее влияние, как положительное, так и отрицательное. К сожалению, в последнее время отрицательное воздействие человека на природу, прежде всего биосферу, значительно усилилось, что поставило перед нами, новую, невиданную ранее проблему - проблему выживаемости не отдельного человека или народа, а всего человечества.

Чтобы лучше разобраться с сутью этой проблемы, необходимо рассмотреть историю взаимоотношений человека и природы. На различных этапах своего развития люди, по разному относились к природе, а значит по разному, и взаимодействовали с ней. На начальном этапе своей истории человек обоготворял природу и относился к ней с глубочайшим почтением. Такой тип отношений, конечно, был обусловлен практически полной зависимостью первобытного человека от природы, так как люди в то время занимались в основном собирательством, охотой, рыболовством, а также примитивным земледелием и скотоводством, Плотность населения была, довольно низкой и это позволяло древним людям жить в гармонии с природой, не нанося ей никакого вреда.



В средние века отношение человека к природе резко изменилось. Человек отказывается от поклонения природе, возвышает себя над ней и объявляет себя ее хозяином. Связано это было с распространением христианской религии, которая утверждала богоподобие человека и то, что Бог сотворил природу, именно, для человека. И хотя средневековые люди изменили отношение к природе, но практически никакого вреда ей не приносили, потому, что уровень развития производительных сил в то время, был по-прежнему очень низким.

В Новое время (в связи с переходом от феодализма к капитализму) начинается переход от пассивного чувства превосходства над природой, к ее практическому покорению. Главным побудительным мотивом хозяйственной деятельности человека становится получение прибыли. Поэтому природа начинает рассматриваться как потребительская ценность, способная приносить доходы. Начинается широкомасштабная, иногда варварская, эксплуатация природных ресурсов. Именно в Новое время началась массовая вырубка лесов, были полностью истреблены многие виды животных и птиц, но самое главное, именно в это время начинается добыча и переработка полезных ископаемых. Причем никаких очистных сооружений на предприятиях, в то время, не устанавливалось и все вредные отходы производства выбрасывались в окружающую среду. Это приводило к довольно значительному загрязнению природы и появлению первых экологических проблем. Но так как, промышленность развивалась лишь в странах Европы и на территории США, то эти проблемы носили локальный характер, и у природы хватало собственных сил, чтобы справиться с ними.

В Новейшее время рост населения и научно-технического потенциала, в корне изменили характер воздействия общества на природу. Загрязнение окружающей среды стало повсеместным, глобальным. Природа исчерпала запас прочности и не может уже самостоятельно справиться с этим разрушительным воздействием. И, как результат, во второй половине 20 века перед человечеством во весь рост встали глобальные экологические проблемы.

Какие же экологические проблемы встали перед нами? В чем их конкретные причины и суть? Какими последствиями они грозят человечеству? Среди тысяч экологических проблем, особо выделяются так называемые глобальные экологические проблемы, угрожающие не отдельным регионам и странам, а всему человечеству. Таких проблем по большому счету четыре. Рассмотрим их более обстоятельно.

1.Истощение природных ресурсов Земли. Как мы знаем, население планеты довольно быстро увеличивается. Еще быстрее растут его потребности и запросы. Чтобы удовлетворить возрастающие потребности человечества и обеспечить его поступательное развитие, необходимо задействовать все большее количество природных ресурсов. Поэтому добыча и переработка этих ресурсов постоянно растет, а запасы их не безграничны. В принципе все природные ресурсы можно разделить на два вида: возобновимые (это, прежде всего биоресурсы - древесина, рыба, животные и т.д.) и невозобновимые (минеральное сырье и энергоносители). Если даже взять возобновимые ресурсы, то их потребление намного превышает восстановление. Мы видим, как сокращаются площади лесов, степей, лугов, количество рыбы и диких животных. Невозобновимые ресурсы тоже сокращаются довольно быстрыми темпами. Особенно остро в настоящее время встала проблема энергоносителей (нефти и газа). По прогнозам экспертов основные месторождения нефти и газа будут исчерпаны уже, через несколько десятилетий.

Чем все это нам грозит? Первые последствия нехватки энергоносителей начали проявляться уже в наши дни. Это рост цен на топливо, горюче­смазочные материалы и электроэнергию, а значит и на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В свою очередь, это привело к усилению политической и военной напряженности в мире, из-за обострения борьбы за энергоресурсы. Поэтому вероятность крупного военного конфликта резко возросла. В более отдаленной перспективе истощение ресурсов грозит человечеству регрессом и резким сокращением численности населения на Земле.

2. Глобальное потепление в результате парникового эффекта. По мнению многих ученых на Земле уже началось глобальное потепление. Главная причина потепления - хозяйственная деятельность человека, а если точнее выбросы в атмосферу парниковых газов (углекислый газ, метан и др.). Каждый год наша промышленность (прежде всего тепловые электростанции) выбрасывают миллионы тонн углекислого газа в окружающую среду. Эти газы свободно пропускают солнечные лучи, те нагревают атмосферу и поверхность Земли, но образовавшееся тепло эти газы задерживают. Таким образом, нарушается тепловой баланс Земли (большую часть тепла Земля отдает в космическое пространство) и начинается глобальное потепление. Среднегодовая температура уже поднялась почти на 1 градус по Цельсию и по прогнозам, к середине 21 века достигнет порогового значения в 4 градуса. Что это значит? Пока температура будет подниматься до критической точки, изменения климата будет происходить довольно медленно и своевременное вмешательство человека сможет вернуть ситуацию в исходное состояние. При достижении порогового значения, начнется резкое, лавинообразное изменение климатических условий и вмешательство человека будет уже бесполезным, т.е. ситуация выйдет из-под контроля.

Чем это грозит человечеству? Прежде всего, стихийными бедствиями: количество и сила ураганов, смерчей, наводнений, засух, резко возрастут. Но самое главное начнется массовое таяние ледников и довольно быстрый подъем уровня Мирового океана. По прогнозам около 70 % суши поглотит море, а это, прежде всего низменные самые плодородные земли. Наступление океана непременно приведет к разрушению промышленной и транспортной инфраструктуры, военным конфликтам, голоду и в конечном итоге к регрессу и сокращению численности человечества.

3. Загрязнение окружающей среды промышленными, транспортными и бытовыми отходами. Как мы уже выяснили, в Новейшее время происходит бурное развитие промышленности и транспорта. Но для нормальной работы промышленных предприятий требуется воздух, вода и сырье. Все это берется из природы, но в процессе производства, вода и воздух загрязняются вредными химическими соединениями, а из сырья получаются не только полезные вещи, но и ядовитые отходы, И вся эта грязь неизбежно попадает в окружающую среду. Добавьте сюда выбросы транспортных средств: автомобилей, тепловозов, речных и морских судов, авиации и космической техники.

Также резко изменился быт населения. Нас уже не устраивают просто товары, нам подавай все в ярких, герметических упаковках. А это, как правило, химия и всю эту полиэтиленовую тару мы выбрасываем. Все вы видите, сколько бытового мусора дает наш небольшой город, представьте, сколько мусора скапливается в огромных мегаполисах. Если темпы загрязнения останутся такими как сейчас, а они, к сожалению, усиливаются, то уже к концу 21 века мы сделаем среду своего обитания непригодной для жизни, а это приведет уже не к регрессу, а к полному вымиранию человечества.

4. Разрушение озонового слоя. Существование жизни на Земле зависит от множества факторов, но одним из важнейших условий ее нормального функционирования является небольшая прослойка озона в атмосфере. Озон защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Озон - это особая форма кислорода и образуется он естественным путем, прежде всего при грозах. Но в последнее время, естественное восстановление озонового слоя не поспевает за процессом его разрушения в результате хозяйственной деятельности человечества. Главные враги озона - это фреоны (охлаждающая жидкость в холодильных установках) и некоторые аэрозоли, входящие в состав парфюмерной и косметической продукции. Они вступают в реакцию с озоном и уничтожают его. Большой урон озоновому слою наносит реактивная авиация и запуски ракет. В результате этого озоновый слой начал быстро разрушаться, а над полюсами возникли так называемые озоновые дыры, Если темпы разрушения озонового слоя не снизятся, то Земля вскоре лишится этого защитного слоя и все живое на суше погибнет, жизнь сохранится только в глубинах океана.

Возможно, я привел слишком пессимистический сценарий развития событий, но народная мудрость говорит: «Готовься к худшему, а лучшее само придет». В любом случае без продуманной, решительной деятельности всех людей, эти проблемы не решить, и чем быстрее мы начнем действовать, тем большая вероятность их успешного решения.

Что же необходимо предпринять, чтобы решить глобальные экологические проблемы ? В принципе ученые уже давно разработали комплекс мер по предотвращению экологической катастрофы и предложили его международному сообществу. Рассмотрим кратко эти предложения.

1.Для ликвидации экологических проблем необходимо провести модернизацию всех очистных сооружений, т.е. установить качественно новые очистные сооружения на всех фабриках и заводах.

2. Разрабатывать и внедрять безотходные и энергосберегающие технологии.

3.Осуществить перевод электроэнергетики от сжигания топлива, на альтернативные источники энергии.

4.Развернуть широкомасштабное строительство заводов по переработке мусора.

5. Ужесточить наказания за нарушение экологического законодательства.

б. Также необходимо в корне изменить отношение людей к природе. Пора отказаться от чисто потребительского отношения к природе. Каждый человек должен понимать значимость природы и заботиться о ней. А для этого надо разработать и внедрить систему экологического воспитания.

Осуществляется ли все это на практике? Да, но явно в не достаточных масштабах. И самое главное, пока не удается наладить широкомасштабное международное сотрудничество в этой сфере. Судьба «Киотского протокола» и «Гаагской конвенции» показывает, что человечество еще не осознало всей глубины опасности и не готово к согласованным действиям по решению экологических проблем.

Но даже если человечество одумается и претворит все эти планы в жизнь, мы получим лишь кратковременную передышку, Весь комплекс экологических проблем вставших перед человечеством показывает, что тот путь, по которому сейчас, движется земная цивилизация - тупиковый путь. Цивилизация, основывающая свой прогресс на жесточайшей эксплуатации природы, не имеет будущего. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в переосмыслении прошлого, настоящего и будущего человечества. Перед человечеством встала задача не просто выхода из кризиса, а перехода на качественно новую ступень развития.

Один из таких перспективных путей развития предложил русский ученый и философ В.И. Вернадский (1863-1945 гг.). Еще на рубеже 19-20 веков он понял, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты. Исходя из этого, он делает вывод, что на определенном этапе развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли. Если же развитие мира будет носить стихийный характер, если нагрузки на биосферу будут увеличиваться неконтролируемым образом, то это может привести к гибели и биосферы, и человечества. Так как человечество не может развиваться без использования природных ресурсов и без изменения в своих интересах окружающей среды, то необходимо это делать разумно. Главная задача добиться гармонизации отношений человека с природой и придать новый разумный импульс развитию человечества и биосферы. Таким образом, постепенно биосфера, как сфера стихийной жизни, -трансформируется в ноосферу - сферу разумной жизни.

Однако Вернадский указал только перспективу и не раскрыл конкретных механизмов достижения этой цели. В условиях первой половины 20 века это было не реально, а значит и не разумно, так как он понимал, что этот процесс займет очень продолжительное время, и будет требовать постоянной корректировки, исходящей из конкретно складывающейся ситуации.

Но в настоящее время уже чувствуется настоятельная необходимость философской проработки первоочередных мер для поворота человеческой цивилизации на новый перспективный путь развития.

Вопросы и задания.

1. Что такое природа? Покажите взаимосвязь природы и человека.

2. Охарактеризуйте историю взаимоотношений человека и природы. Почему возникли экологические проблемы?

3. Назовите и охарактеризуйте глобальные экологические проблемы: причины, суть, последствия.

4. Какой комплекс мер необходимо предпринять, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

5. В чем суть учения Вернадского о ноосфере? Каким видится будущее взаимоотношений человека и природы лично вам?


Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
Исторические формы отношений человека и природы

В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Считалось, что по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

В средневековой христианизированной философии получает развитие концепция, согласно которой ущербность природы является результатом грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой ставился Бог. Считалось, что человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Однако в соответствии со средневековыми представлениями человек находится в абсолютном подчинении природным ритмам, и поэтому свои намерения по возвышению над природой он может осуществлять только по отношению к собственному телу.

Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал природой.

В Новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Проблема «человек - природа» в условиях НТР

Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое начало все больше передается технике. Техника - это искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности человека. В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь.

В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно усложнялись, приспосабливались к руке, к тягловой силе животных и силам природы.

В контексте индустриального общества техника получает новый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчинения природных сил. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно усиливает социально-эгоистические мотивы человека до угрожающих природе размеров.

Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением.

В современную эпоху наращивание научно-технического потенциала грозит превратиться в самоцель. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель техника утрачивает свое историческое предназначение служить человеку. Рассчитать все последствия технического прогресса невозможно.

Социально-практическое бытие делает технику не только помощником человека, но и грозным противником. Упустит ли общество из своих рук право давать смысл технике, держать ее на положении служанки или же она станет господином мира, - такова историческая дилемма современного бытия.

Общество и природа: на пороге катастрофы

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, характером общественных отношений.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 году.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

Снизить темпы роста населения в Азии и Африке (в странах Запада наблюдается отрицательная динамика, они нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, увеличить «порог перенаселенности» (от 60 до 100 миллиардов и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество обязано:

Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Решать проблему народонаселения.

Прогнозирование будущего

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология (от лат. futurum - «будущее») как область несущих знаний о перспективах социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название «Римский клуб». Основными направлениями деятельности этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. «Римский клуб» стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.

Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов в областях:

Производственных отношений;

Науки и техники;

Образования;

Здравоохранения;

Литературы, искусства, моды;

Строительства;

Освоения космоса;

Международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 году создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.
.....................................

Философия природы

Понятие природы. Природа как объект философского познания

Проблема постижения природы стоит перед человеком издавна. Диапазон интереса людей к природе чрезвычайно широкий и разнообразный: от чисто потребительского до морально-эстетического. Как же изменялись взгляды людей на сущность природы, на способы и формы взаимодействия человека и природной среды?

Античная философия: поиск субстанциональных оснований природы. Натурфилософия: космоцентризм, эстетизм, включение человека в космическую структуру. В целом в рамках античной философии идеал человеческой жизни мыслился только в гармонии с природой.

Средневековая философия: природа создана из ничего Богом, всецело зависима от неё и выступает лишь отдаленным отблеском божественного совершенства. Человек выделяется из природы как наиболее совершенная часть.

Возрождение: пантеизм. Усиление интереса к природе. Но здесь в отличие от античности выступает стремление к познанию тайн природы для руководства ею. Человек - главный элемент природы.

В Новое время эта установка усиливается и превращается в рассмотрение природы как сферы активной практической деятельности.

Необходимо отметить тот факт, что в истории философии существовали и развивались три основные позиции в этом аспекте: онтологическая, задача которой заключалась в доказательстве существования природы как объективной реальности; гносеологическая со стремлением обосновать неограниченные возможности в познании природы человеком; аксиологическая - понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа.

Каждая из этих позиций позволяет трактовать природу в широком и узком смысле слова. В широком смысле природа - это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.

А в каком же качестве природа интересует философию? Почему философия вообще обращает свое внимание на природу? Ответ на эти вопросы должен учитывать специфику философии как науки. Ее главной проблемой является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребностей. И в этом, узком смысле природа, как объект философского познания, - это совокупность естественных условий существования человека и общества. Разделяются на естественные источники средств жизни и естественные богатства. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное, так как естественные условия существования человека - это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.

Наряду с естественной географической средой обитания человека возрастает искусственная среда (все, что создано человеком, «неорганическое тело цивилизации»). Причем в наше время искусственная среда обитания человека по продуктивности превосходит возможности естественной среды.

Природа как объект научного познания

Природа как объект научного познания - вся материя как многоуровневая система.

Описание отдельных уровней природы осуществлялось в классической науке в рамках отдельных научных дисциплин. Но долгое время открытым оставался вопрос о том, как перейти от одного уровня к другому и как можно описать подобный переход? Новый подход к решению данного вопроса возник с середины ХХ в., когда появился реальная возможность объединения представлений об основных уровнях организации материи в единую, целостную картину мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Стремление построить научную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма.

Современное естествознание на основе принципа универсального эволюционизма создает образ природы как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Опираясь на идеи системности и эволюционизма (основу положили эволюционная теория в биологии и теория систем), современное естествознание обосновывает единую научную картину мира, в которой объединяются три основные сферы: неживая природа, органический мир и социальная жизнь. Представления о природе как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

Исторически первой конкретизацией теории нестационарной Вселенной стала концепция расширения ее, позволившая представить Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 - 20 миллиардов лет назад (Большой взрыв расширение вначале горячей и плотной Вселенной, которая по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики; последние разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления; в процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов; после превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах новые звезды и многообразие космических тел). Описание в терминах эволюции неорганического мира целостная картина мира, обнаруживающая общие эволюционные характеристики различных уровней организации материи. В середине ХХ в. была разработана концепция раздувающейся Вселенной. Ключевым элементом концепции было представление о так называемой инфляционной фазе - фазе ускоренного расширения: после колоссального расширения после Большого взрыва окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. В результате представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Открылась возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире.

Исследования последних десятилетий прошлого столетия направлены на создание непротиворечивой модели самоорганизации Универсума, в которой процессы, происходящие на различных уровнях организации материи, описываются на основе единого подхода.

Синергетика (основоположник - Г. Хакен) - это современная теория самоорганизации системных образований. Мир она рассматривает как взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации. В рамках синергетики показывается, что подавляющее число природных объектов является открытыми системами, обменивающимися энергией, веществом и информацией с окружающим миром, а определяющую роль в изменяющемся мире приобретают неустойчивые, неравновесные состояния; нелинейность изменений. Самоструктурирование, саморегуляция, самовоспроизводство рассматриваются в синергетике как фундаментальные свойства мира.

Уже в первой четверти ХХ в. теория биологической эволюции была дополнена учением об эволюции биосферы и ноосферы. Основы этого учения были разработаны В.И.Вернадским и положены им в фундамент биогеохимии. По мнению Вернадского, биосфера - это не просто одна из частей мира, специфическое геологическое тело, структура и функции которого определяются особыми свойствами Земли и космоса. Биосфера явилась результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Вершиной этой эволюции стало рождение человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно, но неуклонно ведет к формированию ноосферы как дополнения, продолжения, нового состояния биосферы, в которой разумные возможности человека становятся сравнимыми с геологическими процессами в мире, а жизнь как эволюционный процесс предстает составной частью космической эволюции.

Взаимоотношение человека и природы

Обычно выделяют три формы отношений человека к внешнему миру. Одна из них - это практическое отношение, где природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления. При познавательном отношении главной целью является познание природных процессов, а сама природа предстает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки. Наконец, ценностное отношение основывается на оценке природы с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного в сравнении с культурой.

Взаимодействие различных сфер природы осуществляется в форме обмена веществом и энергией. Можно выделить следующие формы такого обмена:

)геологический обмен включает в себя изменения рельефа и ландшафта, циркуляцию воды и атмосферных потоков, перенос минеральных веществ;

)биологический обмен обеспечивает синтез и деструкцию минеральных веществ;

)социальный обмен, возникающий вместе с рождением человека и общества и связанный с культуросозидательной деятельностью людей. Именно на этом этапе возникает проблема взаимодействия человека и природы, важнейшим аспектом которой является характер природопользования.

Выделяют два основных вида природопользования. Потребительско-миграционный тип природопользования харктерен для ранних стадий развития общества, когда производство отсутствует либо существует в примитивных зачаточных формах. Удовлетворение жизненно важных потребностей осуществляется путем потребления и примитивной переработки определенного природного ресурса до полного его исчерпания. Тогда происходит миграция и начинается потребление нового ресурса в новом месте. Это типично экстенсивный способ хозяйствования, когда человек довольствуется тем, что дает природа, а его зависимость от природы максимальная. философия природа познание

Стабильно-производственный тип природопользования характеризуется не простым потреблением природного продукта, а культивацией его, целенаправленным преобразованием и искусственным возобновлением в процессе производства.

С развитием средств производства меняется и характер воздействия человека на природу. На первом, архаическом, этапе преобладающей формой жизнедеятельности является приспособление человека к внешней среде. Этот период охватывает промежуток времени от возникновения человека до неолита. Для этого периода характерны такие виды деятельности как охота, рыбная ловля, собирательство, то есть присвоение и потребление готового природного продукта. Крупнейшие достижения этого периода - овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Природа здесь одухотворяется и очеловечивается, а сам человек не выделяет и не отделяет себя от природы.

Допромышленный или аграрный период продолжался от эпохи неолита и до конца средневековья. Он начался с неолитической (земледельческой) революции, породившей и отделившей друг от друга животноводство и земледелие - первые формы собственно хозяйственной деятельности с ярко выраженным производственным характером. Начинают развиваться ремесла, торговля, появляются города. Данному периоду свойственны: экстенсивный характер и сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали значительного воздействия на природу, не противоречили принципам ее существования и не нарушали единства и целостности природной среды.

Индустриальный (промышленный) период начался в конце XVI в. и продолжался до середины ХХ в. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. Этот этап характеризуется:

интенсификацией хозяйственной деятельности, включением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов;

урбанизацией общества;

освоением энергии пара, электричества и ядерного синтеза;

возникновением новых средств связи, и транспорта;

выходом человека в космос;

развитием информатики и вычислительной техники. Взаимодействие человека и природы на этом этапе приобретает характер противостояния и господства, что стало основной причиной возникновения и обострения экологической проблемы.

Современный, технологический (постиндустриальный) этап: Развертывание современной научно-технической революции, превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. Главное - проблема управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами. Характерная особенность - возрастание степени сложности проблем, которые возникают при взаимодействии природы и человека. Несмотря на меры по охране и оздоровлению природы (главным образом в развитых странах), общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. Вопрос о дальнейших путях развития природы и ее взаимодействия с обществом остается открытым.

Современный экологический кризис и его осмысление в философии

Экологический кризис: К настоящему времени искусственно созданная человеком техномасса стала значительно превосходить биомассу. Поступления в воды суши и океана, в атмосферу и почву различных химических соединений, образующихся в результате производственной деятельности человека, в десятки раз превышает естественное поступление веществ при выветривании горных пород и извержении вулканов. Проблема исчерпаемости природных ресурсов. Выплавка металлов, производство синтетических материалов, использование минеральных средств и ядохимикатов. Увеличение поступления в окружающую среду железа, а также свинца и кадмия - элементов с высокими токсическими свойствами. Леса и т.д.

Пессимизм и оптимизм

Теория ноосферы инспирировала концепцию коэволюции, которая в настоящее время приобретает все большую популярность в теоретических моделях природы и в практике взаимодействия с нею. Впервые с концепцией коэволюции выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Идея коэволюции означает сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, когда изменения в одной из которых инспирируют изменения в другой и при этом не приводят к нежелательным, а тем более неприемлемым для первой системы последствий. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Данная концепция отвергает господство человека над природой, требует согласованности в отношениях между ними и необходимости диалога с нею, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и свей жизни на Земле. В связи с этим говорят о развитии этосферы как новой стадии ноосферы (принцип благоговения перед жизнью). Этосфера - область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете.

Введение.2

1. Нарушение экологического равновесия на планете. Пагубное воздествие человека на природу5

2. Социотехносфера.16

Заключение 19

Список литературы.20

Выдержка из текста

Введение

Ухудшение экологического положения стало особенно заметно с 60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщения о последствиях применения ДДТ и других пестицидов, резком увеличении выделяемых в атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, о дефиците материальных и энергетических ресурсов и т. п. Сейчас у человечества две важнейших проблемы: предотвращение ядерной войны и экологические катастрофы.

Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же что и применение атомного оружия, — уничтожением жизни на Земле. Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенно — обусловленным изменениям природной среды перестают срабатывать, вследствие чего природные экосистемы деградируют, и это ударяет по самому человеку. История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы. Древние охотники могли, истребив животных перейти на другое место; древние земледельцы и скотоводы мгли, если почва истощалась или кормов становилось меньше, освоить новые земли.

Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена.

У современной цивилизации хищническая мораль «общества потребления». Вспомним в связи с этим один из основных постулатов коммунистической идеи, утверждение о каких то «разумных потребностях», которыми будет довольствоваться некий мифический человек общества будущего. Такую особую разновидность людей можно (если верить писателя — фантастам) взрастить в некоей особой среде, изолированной от вредоносных воздействий, на почве полностью расчищенной от всего старого. Но таким способом можно производить элитный картофель по так называемой безвирусной технологии, когда выращивание начинается в пробирке на клеточном уровне.

Но и этот материал постепенно деградирует, попав в туже почву, пораженную теми же болезнями. В истории человеческой культуры много сказано о гармонии в природе. Создатель учения о биосфере Вернадский утверждал: «В биосфере все учитывается и все приспосабливается с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии». И не случайно эпиграфом этого труда стали слова Ф. Н. Тютчева: «Невозмутимый строй во всем, созвучие полное в природе». Увеличение человеческой природо-преобразовательной деятельности остро ставит вопрос о гармонии взаимодействия человека и природы.

Первобытный человек и человек античности не противопоставлял себя природе, более того он сознавал свою неразрывную связь с природой, отождествлял себя с ней и обожествлял ее.

Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами. Противоречие между человеком и природой нарастало главным образом с сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения стало развитие капиталистического способа производства. Всего четверть века назад слово «экология» было известно очень узкому кругу людей. Отношения между обществом и природой интересовали лишь отдельных философов и представителей географических наук.

На рубеже 60−70-х годов человечество узнало, что все большее загрязнение воздуха и водных источников, оглушающие городские шумы, бесчисленные свалки мусора, удручающее оскудение природных ландшафтов отнюдь не локальные явления. Под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.

Противоречия в системе «человек — общество — природа» приобрели планетарный характер. Породив невиданные в прошлом угрозы и опасности, они наложили заметный отпечаток на и без того сложную общую картину современного мира.

Нарушение экологического равновесия на планете. Пагубное воздействие человека на природу

На всем протяжении истории человечества воздействие общества на природу развивалось не как простой линейный процесс. Напряженная, а в ряде случаев критическая экологическая ситуация сложившаяся во второй половине нынешнего века, — это сигнал о наступлении новой фазы во взаимодействии общества и природной среды.

Литосфера (твердая оболочка Земли), и особенно ее верхняя часть, стала объектом наиболее чувствительных антропогенных нагрузок. Это результат вторжения человека в область земных недр; производимых им изменений рельефа местности и природных ландшафтов; как вынужденных, так и неоправданных изъятий из сельскохозяйственного оборота земель; разрушения и загрязнения почвенного покрова, опустынивания и других процессов.

Велики потери почвенных ресурсов. Общая площадь утраченных для мирового сельского хозяйства обрабатываемых земель достигла за всю историю человечества 20 000

00. квадратных километров, что больше площади всей пашни, используемой в настоящее время (около 15 000 000 квадратных километров).

Различные формы почвенной деградации, связанной с антропогенными факторами, представляют собой наиболее крупный источник потерь. От

30. до 80% орошаемых земель в мире страдают от засоления, выщелачивания, заболачивания. На

35. обрабатываемых земель эрозионные процессы превышают почвообразовательный процесс.

1. лет мировые потери верхнего слоя почвы составляют 7%.

Крупной мировой проблемой стал процесс опустынивания, то есть наступления пустынь на культурные агробиоценозы. Опустынивание — результат неправильного ведения хозяйства (уничтожение древесной растительности, пере эксплуатация земель и т. д.).

Опустынивание наблюдается в 100 странах мира. Ежегодно из-за этого теряется 6 000

00. гектаров сельхоз. угодий

Список использованной литературы

Список литературы

2)www.uic.bashedu.ru

4)Ердаков Л.Н. «Человек в биосфере»

5)Каменский А.А. «Устный экзамен по биологии в 9-м классе»

6)www.bsmu.anrb.ru

7)Пилипович А. «Духовная экология. Земля живое существо»

8)Захарова М.М. «Философские аспекты осознания перехода общества на модель устойчивого развития экологии и здоровья человека»

9)Кондратьев К.Я. «Экологический риск: реальный и гипотетический»

10) Левит А.И. «Экология»

12) www.un.minsk.by

13) www.warrax.croco.net

14. Криксунов Е.А. «Экология»

15. Агаджанян Н.А. «Экология человека»

Природа и философия

1. Природа и философия

1.3 Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии

Список использованных источников

1. Природа и философия

1.1 Природа в истории философской мысли

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).

Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармония сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была развита в Новое время.

Ш. Монтескье считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. "Человек, - писал П. Гольбах в своем труде "Система природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам". Природа, как и человек, не содержит в себе никаких постоянных форм, подчинена непрерывным изменениям.

Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразии причин в природе.

В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития".

Согласно JI. Фейербаху, природа имеет основания "не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".

Л.И. Мечников предпринял попытку рассмотреть стартовые позиции развития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы.

В.О. Ключевский рассуждал о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян: рассеивание рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливали центробежную тенденцию и государственное объединение.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто люди принимают в расчет только первый, наиболее очевидный результат, не умея предвидеть отдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примере уничтожения лесов под пашни в Междуречье.

Маркс выделил:

а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.);

б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).

Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а второй - для высокоразвитого общества.

Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

В.И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.

A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клетка реагирует на "космическую информацию". Само появление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя закону эволюции.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача.".

На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.

Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил.

Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).

В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта:

а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям;

б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.

Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений.

1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность

Современная наука, независимо от того, стоит ли она на позициях внутреннего или внешнего (от падающих метеоритов) зарождения жизни на Земле, называет такие стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов.

Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад.2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы разума. В 20-е годы XX в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Последний в своем труде "Философские мысли натуралиста" ноосферу характеризовал как новую форму биогеохимической энергии, как энергию человеческой культуры.

Результатом производства является искусственная среда обитания, "вторая природа". Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека. Сосуществование природы и человека есть единство биогеохимического и социального процессов.

Как "вторая природа" выступает также культура - освоенная, преобразованная человеком природа. Если природа обходится без культуры, то без природы культура существовать не может, поскольку любая культурная акция опирается на физические, химические и биологические процессы.

Жизнь со второй половины XX в. в философии и естествознании рассматривается обычно в двух основных подходах - субстрактном (называются носители свойств живого: белковые молекулы, нуклеиновые кислоты) и функциональном (выделяются основные свойства живого: обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению, адаптации к условиям среды).