Кухня и столовая

Олег Мельников: «В рабстве до сих пор находятся солдаты с первой Чеченской войны. Два беглых раба из северного кавказа рассказали, почему торговать людьми выгодно Заложники и рабы в чечне

Олег Мельников: «В рабстве до сих пор находятся солдаты с первой Чеченской войны. Два беглых раба из северного кавказа рассказали, почему торговать людьми выгодно Заложники и рабы в чечне

Вновь центральные СМИ вспомнили о "русских рабах в Чечне",людях-близнецах с одинаковой, хотя и несколько туманной биографией (обманом увезли в горы, держали в яме, годами использовали на принудительных работах).

РАБ, не желающий освободиться от рабства, заслуживает двойного рабства, говорил Джохар Дудаев. В 1979 году я была на вечность далека от этой истины, поскольку выросла на учебниках, где черным по белому, жирно, каллиграфическим почерком было выведено: "МЫ НЕ РАБЫ. РАБЫ НЕ МЫ".С этого советского "Отче наш", получив путевку в жизнь,я заняла в ней самую активную жизненную позицию - осталась в своей же школе старшей пионервожатой. Надеюсь, что еще живо поколение,которое помнит эту ступень в трудовой биографии комсомольцев.
С горящими глазами летящей походкой я одинаково спешила на работу и домой. С головы до пят - идейная, целеустремленная,влюбленная в своих пионеров и во все человечество (без всякой,поверьте, иронии), уверовавшая в социальную справедливость в Стране Советов и периодически подключающаяся к борьбе за
освобождение то Анджелы Дэвис, то Луиса Корвалана, я вдруг однажды столкнулась лицом к лицу со звучным, хлестким, бьющим наотмашь именем - Бич! Да, да - именем. Одним на всех.
В этот день, отметив торжественно в пионерской дружине день рождения В.И. Ленина, я пришла домой в взволнованно-приподнятом настроении. В дверях столкнулась с соседкой, которая уже уходила от нас. "Пойду кормить бичей", - сказала мне молодая женщина вместо приветствия. Поскольку это слово применительно к живому существу еще не было широко распространено у нас в округе, я переспросила своих сестер, правильно ли я поняла, что речь идет о человеке? В ответ сестры весело расхохотались, а мать, подозревая, что во мне происходит революционное брожение, поспешила объяснить шокирующее слово "бич" понятным - пьяница. Но я уже неслась к соседям.
Визит мой хозяев не удивил. Глава семьи Харон - человек скромный, застенчивый, интеллигентность была у него в крови. Согласно этикету, он представил нас друг другу, называя каждого бича по имени и отчеству.
Год 1979-й был объявлен ЮНЕСКО всемирным Годом Ребенка. Оттолкнувшись от этой наигуманнейшей темы, я навязала этим опустившимся донельзя человекам самых разных профессий светскую беседу. Харон сидел поодаль, улыбался и не вмешивался в разговор.
Говоря о заслугах великого Октября, о бессмертии ленинских дел и идей, я вырулила к родной советской власти, освободившей великий русский народ от поработителей, и спросила в лоб: "Что вас, русских людей, заставляет сегодня работать не на заводе в городе или на предприятии (а в поселке их более сорока), почему вы пришли гнуть спину на одного Хозяина-чеченца?".
Рассуждения о высоких материях (на что бичи, вообще говоря, большие артисты) не могли скрыть прозаических причин их падения: пьянство и бегство от алиментов. Мои душеспасительные речи аппетита им нисколько не испортили.
Не прошло и недели, как в поселке заговорили о целых бригадах из бичей. Начало весны в Казахстане всегда было связано с сезонными работами - шабашками. Чеченцы, местные и приезжающие к этому времени с Кавказа, трудились до первого снега на колхозных фермах, кошарах, по всей Семипалатинской области строили дома и другие объекты. Этой весной впервые открыто они везли с собой на работу русских бродяг.
Узнав, что четырнадцать бичей поселились у Айдруса в бане, я посчитала своим долгом вразумить если не русских людей, не желающих выдавливать из себя раба, то хотя бы своих чеченцев.
Мать Айдруса - очень тучная, грузная старая женщина, с отекшими ногами стояла у плиты и помешивала какое-то варево в эмалированном ведре. Уважая мою идейную упертость, о которой в поселке ходили веселые анекдоты, старая женщина, с чьей легкой руки ко мне надолго приклеилась кличка Ленин, не раздумывая согласилась на мое политпросвещение их бичей, надеясь таким образом облегчить и свою участь. Встретив в первые дни неожиданных гостей по всем правилам горских обычаев, старушка вынуждена была уступать им в самых странных желаниях. Сначала бичи отказались от простыней, затем от тарелок, затем от кастрюль, затем попросились перебраться в баню, чем создали сразу же массу неудобств всему семейству.
Наконец пришел Айдрус. С юмором у него все было в порядке. Едва переступив порог, он обезоружил меня вопросом: "Ты знаешь, где я их выловил?" Эффект сработал, и Айдрус добил мою филантропию: "В канализационных люках в городе!".
Но сезон - на то он и сезон, чтобы закончиться.
Зима в Семипалатинске наступает в разгар осени. Шабашники, рассчитавшись с бичами, возвращались к семьям. Самое печальное начиналось именно в это время: бичи умоляли кавказцев забрать их с собой на юг. Унижениям их не было предела. Редко кто из приезжих чеченцев рисковал брать с собой в дорогу человека, которому солидного трех-четырехмесячного заработка хватало на несколько дней пьянства и драк. И все же находились сердобольные женщины,которые уговаривали своих мужей помочь несчастным.
Одного из таких бичей мне довелось увидеть лет десять спустя в селе Гойты Урус-Мартановского района. Звали его Федей. Это был пожилой человек, который ухаживал за скотиной в одной очень набожной семье. Все попытки посадить его за стол заканчивались всегда одинаково: переложив из тарелок в свою миску все, что ему приготовили, Федя уходил к порогу, садился на землю и ел. Хозяева так и не смогли привыкнуть к такому человеческому самоуничижению и не шли за стол, пока у порога, как верный пес, сидел человек почтенного возраста.
В Грозном, перед самой войной, в доме своих новых родственников по мужу я опять столкнулась с "рабом" лет сорока пяти по кличке Боцман. Все, что входило в его обязанности, - пасти единственную корову в десяти шагах от дома. Наведение "конституционного порядка" в Чечне завершилось по крайней мере одной блестящей операцией: Боцман все же привел себя в порядок! По двору он теперь ходит щеголем, гоголем, хозяином. С гордостью демонстрировал мне потертые удостоверения флотского офицера, свидетельствующие о том, что и он когда-то был не лыком шит. За время моего вынужденного отсутствия бич стал в семье незаменимым. Своим! Перемена в Боцмане меня раздражала. Но почему-то только меня. Позже поняла: с хозяевами его сближало пережитое в этой бойне. Я же, приезжая, была человеком из другой жизни. Мирной.
"Почем русские рабы на чеченском рынке?" - вопрошают сегодня российские газеты. Телевидение вновь демонстрирует русского раба, который провел чуть ли не десятки лет в чеченской неволе. Называются астрономические суммы, заплаченные якобы за их освобождение. А ведь у чеченцев самыми презираемыми людьми считались во все времена как раз лайи, то есть - рабы. Кому придет в голову оценивать жизнь бича в сотни миллионов долларов,когда тот сам ценит ее не дороже поллитровки?
Другое дело - заложники. Да, в Чечне сегодня крадут и даже убивают людей, иначе не поднимешь цену выкупа. Да, торговля людьми стала бизнесом, и этим преступным бизнесом живут семьи, чей кормилец - мужчина с автоматом. Но, как мы знаем, в более благополучной в сравнении с разоренной Чечней Москве 90-х годов тоже крадут, мучают и убивают людей (чего не было в 80-х), и кто подсчитал, где доля криминала на душу населения выше и сколько людей там и там по-прежнему хотят добывать хлеб своим трудом. А как его добудешь? В Гойтах мой 27-летний троюродный брат, отец трех малышей, сел на трактор, выехал в поле и в первый же день подорвался на мине. Чуть позже на том же поле напоролись на мину еще два тракториста - родственники мужа. Один тоже погиб. Второй стал инвалидом.
К чему, однако, вновь пригодились российским политикам и прессе "русские рабы", заполнившие вдруг собой очередную глухую информационную паузу в чеченской теме? А к тому, чтобы напомнить: не война виновата, не разруха, не мины, не нищета, а сами чеченцы. Это ведь исторически народ такой, в своих бедах сам виноват, испокон веков работать не хочет, хочет жить за чужой счет, им сколько денег ни давай - все равно разворуют, русских изначально ненавидят, заставляют каторжно трудиться, убивают, складывая трупы крестом. И, как говорил Ермолов, понимают только язык силы.
А того не додумывают имидж-мейкеры народов (теперь это открыто называется информационным обеспечением войны), что на какую глубину ни вырыть ров по периметру чеченской границы, сама Чечня никуда не денется. А насаждаемые злоба и отчуждение рождают только злобу, и динамика этого отчуждения сейчас на границе Чечни и России как никогда высока. Политик думает - это на время, а получается - на долгие годы. Югославия - тому пример. Но, к сожалению, Аннушка уже пролила масло...
Вряд ли и сам Михаил Юрьевич Лермонтов будет убедительным для генералов, опять надеющихся на очередные "два часа одним полком".

"Давным-давно, - возвращает нас поэт к истокам зла, - у чистых вод.
...Близ рубежа чужой земли.
Аулы мирные цвели,
Гордились дружбою взаимной;
Там каждый путник находил.
Ночлег и пир гостеприимный...
Весельем песни их дышали.
Они тогда еще не знали.
Ни золота, ни русской стали!...".

В Чечне освободили двух трудовых рабов из Астраханской области. Один надрывался месяц на животноводческой ферме за копейки, другой – полгода. Бывшие невольники Олег и Валерий рассказали, как попали на цепь, и почему торговля людьми в СКФО – выгодный бизнес.

В декабре прошлого года Олег захотел изменить жизнь: устроиться на работу, встать на ноги. Однако в одном месте не впечатляла зарплата, в другом – не подходил он, как сотрудник. Блуждая от работодателя к работодателю, Олег оказался на астраханском вокзале. Начал пить. Сначала один, потом в компании веселых, но незнакомых людей.

Узнав о «скитаниях» Олега, собутыльники предложили ему работу на одном из предприятий в Астраханской области: высокая зарплата, жилье, питание. Олег приободрился – пришел конец долгим поискам. Товарищи выпили еще несколько бутылок водки за «новую жизнь». Очнулся астраханец уже по дороге в Чечню.

Олег стал трудовым рабом на животноводческой ферме в селе Автуры. Естественно, о новом статусе мужчине никто не сказал. Поначалу он крепко верил, что независим и волен уйти в любую минуту. Хозяин кошары Амрутди пообещал ему неплохие деньги и кров. Олег решил поработать несколько месяцев, а после вернуться обратно. Вот только, хлопая по карманам штанов и куртки, астраханец никак не мог нащупать свои документы.

Реальность, далекая от обещаний

На животноводческой ферме самого Олега превратили в «ломовую лошадь», с которой и обращались соответственно. Безбедная жизнь так и осталась иллюзией. Олег надрывался за еду: убирал за скотом, наваливал ему корм. Так прошло полгода.

В июне в кошару привезли Валерия. Нового рекрутера «бесплатной рабочей силы» тоже подобрали на вокзале.

Друзья по несчастью решили действовать сообща. «После получения отказа на просьбы покинуть кошару, наши герои незамедлительно стали искать помощи в интернете, пока не наткнулись на нашу организацию», - сообщают представители «Альтернативы».

1 июля на телефон горячей линии правозащитников пришли два сообщения по смс и whatsapp: «Здравстуйте меня зовут Олег помогите пожалуйста меня держат не законно.Я нахожусь в чеченской республики село Автуры, меня не куда не отпускают» (орфография и пунктуация оригинала – прим. редакции).

На выручку альтернативцы отправили волонтера из Грозного. «Ребята настаивали, чтобы им помогли выбраться «по-тихому», потому что очень опасались своего хозяина по имени Амрутди. Привлекать полицейский не было смысла», - пояснили в «Альтернативе».

Как отреагировал Амрутди на то, что его лишают дешевой рабочей силы, правозащитники не сообщают. Известно, что в Грозном Валерию и Олегу купили одежду и отправили на такси в Астрахань.

По теме

Из Российской Генеральной прокуратуры на пенсию ушел руководитель, напрямую занимавшийся всеми последними громкими криминальными скандалами на Северном Кавказе. Ивану Сыдоруку 68 лет, поэтому его отставку эксперты называют естественной сменой кадров в силовом ведомстве.

Делом заинтересовалась прокуратура республики. Расследование сотрудники ведомства взяли под личный контроль.

Работорговый Кавказ

История Олега и Валерия похожа на множество подобных: соблазнили работой на морском побережье, обещали зарплату, жилье и питание. Спустя несколько дней оказывалось, что все обман.

Координатор движения «Альтернатива» в Дагестане Закир Исмаилов вызволяет неудачливых тружеников уже четыре года.

«Больше всего трудовых рабов в России приходится именно на Дагестан. Люди надрываются на кирпичных заводах и фермах. Рабский труд также используют в Чечне, Ингушетии, Калмыкии», - рассказывает Исмаилов.

В основном в рабство попадают люди, приехавшие в Москву из провинции в поисках работы. Места не находят, возвращаться обратно не могут или не хотят. В итоге ночуют на вокзале. Здесь их высматривают вербовщики: предлагают работу на юге, зарплату в 20-25 тысяч рублей, питание и проживание. Бонус: море под боком.

Вербовщики ищут именно тех, кто не сможет за себя постоять и не будет задавать лишних вопросов, передает интернет-портал «Это Кавказ».

«Сейчас вербуют не только в Москве, а и из Саратова, Ставрополья, Самары. Это очень выгодный бизнес. За одного человека вербовщик получает 4-5 тысяч рублей. А когда эти люди приезжают в Дагестан, за каждого хозяин платит уже 15−20 тысяч», - поясняет Закир Исмаилов.

По словам правозащитника, рабы подписывают трудовой договор. На деле он не имеет юридической силы – он составлен от руки, нет печати предприятия. Человек может проработать весь год и не получить ничего.

«В результате средний кирпичный завод на бесплатной рабочей силе зарабатывает в год около 20 миллионов рублей», - цитирует Исмаилова «Это Кавказ».

Почти не на одном заводе нет заборов. Однако невольники бегут редко – боятся жестоких охранников.

«Иногда охранники берут контакты родственников и говорят: если убежишь, мы найдем твою семью», - говорит правозащитник.

Как «Альтернатива» освобождает рабов

Информация поступает на «горячую линию» «Альтернативы» или приходит письмо на почту. Иногда пишут родственники пропавших, иногда сами невольники.

Правозащитники просят описать завод, назвать имя рабовладельца.

«Если никаких данных нет, мы обращаемся в правоохранительные органы. Два-три дня оперативной работы, и мы узнаем адрес и выезжаем», - рассказывает координатор по поиску пропавших без вести Андрей Лесник.

В Дагестане о правозащитниках наслышаны. Рабовладельцы обычно не артачатся и сразу отпускают работника, иногда даже выплачивают зарплату.

По данным движения, ежегодно в России пропадает около пяти тысяч человек. Большая часть из них «оседает» на Кавказе. Полиция отчего-то смотрит на это сквозь пальцы.

«В Дагестане трудовых рабов нет. Когда мы проверяем кирпичные заводы, выясняется, что там и трудовые договоры есть, и зарплату работники получают. Пусть копейки, но если человек соглашается за них трудиться, то он не раб», - говорит руководитель пресс-службы МВД республики Руслам Ибрагимгаджиев.

Правозащитники считают, что полицейским нужно действовать более сурово. Иначе работорговцы станут смелее и начнут работать с еще большим размахом.

Российский Северный Кавказ, как и полтора столетия назад, остается регионом, где по-прежнему сохраняется рабство, во всяком случае, работорговля. По официальным данным, озвученным министром внутренних дел РФ Владимиром Рушайло, на сегодняшний день в заложниках у чеченцев находится 872 человека. Но это те, чьи имена известны, чьей судьбой занимаются российские спецслужбы. Однако, кроме них, во многих "мирных" горных селениях томятся узники, о которых ничего не знают и правоохранительные органы, и родственники несчастных. Никто не может точно сказать, сколько их. Так что реальное число заложников может многократно превышать данные официальных ведомств.

МАТЬ ВЕЗЛА В СУМКЕ ГОЛОВУ СЫНА
Ростовчанка Любовь Васильевна Родионова в поисках сына в 1996 году исколесила всю Чечню. С отчаянной решимостью, присущей только матерям, добиралась до самых высоких инстанций "независимой Ичкерии" - была на приеме у самого Аслана Масхадова, встречалась с кровавыми "бригадными генералами" Русланом Гелаевым и Хаттабом. Будучи у последнего, случайно оказалась в фотокадре, снятом на "полароиде" одним из боевиков. Эта фотография и стала для простой русской женщины своеобразным пропуском-"вездеходом", с помощью которого она добывала сведения о своем Жене, пропавшем в чеченском плену.
Рядовой Евгений Родионов был схвачен бандитами на блокпосту и увезен в одно из высокогорных селений Шатойского района, в лагерь, где содержались рабы из числа военнопленных. Солдаты, чудом оставшиеся в живых, и местные жители рассказали Любови Васильевне страшные истории.
Пленных гоняли на самые тяжелые работы. Рабы под стволами автоматов возводили в каменном грунте укрепления для боевиков в Шатое и Бамуте. Жили в строго охраняемых норах и ямах, за малейшее непослушание или проявленную физическую слабость подвергались зверским избиениям и расстреливались. В течение только одного месяца из 150 пленных в живых осталось лишь 55 человек.
Но страшнее физических были муки нравственные. Чеченские абреки, в основном ваххабиты, пытками и надругательствами пытались сломить людей, обратить их в мусульманство. Вытравить из рабов самое главное - память о вере, семье, родных и близких. Превратить каждого в тупое и бездушное орудие, способное лишь орудовать киркой и лопатой.
Издевательства и пытки выдерживали не все. Так, солдаты Клочков и Лимонов согласились принять мусульманство и стать палачами. Им доверили нести охрану, участвовать в казнях своих товарищей, добивать тех, в ком еще теплилась жизнь.
Предателей доводили до крайней степени зомбирования. Когда однажды до лагеря добралась группа разыскивающих своих сыновей женщин, произошла поистине страшная история. Одна из женщин оказалась матерью Лимонова. Рыдая от счастья, она бросилась к нему, но сын, окруженный журналистами и боевиками, оттолкнул ее: "У меня нет матери, - сказал он, - у меня есть только Аллах. Я теперь не Костя, а Казбек". Потрясенная мать упала на руки людей и, перед тем как потерять сознание, прошептала: "Лучше бы ты умер..."
Евгений Родионов отказался изменить вере. За что и был казнен 23 мая 1996 под Бамутом, в день своего девятнадцатилетия. А на следующий день Бамут освободили федеральные войска. За деньги чеченцы - очевидцы казни - показали матери место, где был зарыт ее сын. Тело Жени изуродовали до неузнаваемости (кстати, по приказу Масхадова обезображенные тела федералам не выдавались), и у него не было головы. Любовь Васильевна вновь бросилась к чеченцу, указавшему ей могилу: "Деньги ты у меня взял, а сына из морга без головы мне не отдают. Где голова Жени?" Чеченец, видимо, участник казни, голову принес.
В Ростов мать возвращалась поездом. Из вещей была лишь сумка. Учуяв тяжелый, специфический запах, проводница вагона спросила: "Что вы везете, женщина?" И мать ответила: "Голову сына..."
ЗАЛОЖНИК УМЕР У НОГ ХОЗЯИНА
По данным статистики, пик захвата заложников чеченскими бандитами пришелся на 1996 год. Тогда взяли и обратили в рабство 427 человек, в основном гражданских лиц. Людей похищали прямо на улицах и вокзалах не только в самой Чечне, но и далеко за ее пределами.
Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД РФ сейчас проводит расследование преступной деятельности "банды братьев Ахмадовых", сделавшей похищение людей своим доходным бизнесом. В Урус-Мартане они построили собственную тюрьму, через которую прошли сотни рабов, в том числе взятые в заложники две женщины - ученые из Польши, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Яцина, офицеры федеральных войск.
Вскрываются жуткие вещи. Рабовладельчеством в Чечне занимаются не только мелкие бандиты, но и известные в Ичкерии полевые командиры. Минувшей зимой после боя в селении Катыр-Юрт военные обнаружили в поле изможденного, высохшего человека, от которого остались лишь кожа да кости. Как оказалось, раб с Украины умирал у ног своего погибшего хозяина. Перед смертью он успел рассказать, что в вырвавшемся из Грозного отряде Руслана Гелаева было около 500 рабов, которых бандиты использовали в качестве дармовой рабочей силы и "живого щита". Многие из невольников погибли на минном поле, остальных полевой командир увел с собой в горы.
Как ни дико это выглядит, немалая часть чеченского населения отнюдь не воспринимает рабовладение как нечто преступное и позорное. Этим испокон веков занимались их деды и прадеды, с гордостью носившие почетное звание "абреки". Круговой порукой связаны жители многих селений, особенно высокогорных, и сегодня. Здесь не только из боязни кровной мести, но и в силу давно сложившихся горских традиций не принято доносить друг на друга.
В дудаевско-масхадовской Чечне совершенно официально действовали невольничьи рынки. Абреки (теперь их называют полевыми командирами) открыто торговали людьми, например, в Грозном, на печально известной площади Минутка. Были такие же торжища в Урус-Мартане, Серноводске, в других населенных пунктах республики. Цены в зависимости от социального положения и физических данных бывших свободных граждан колебались от миллионов долларов до нескольких мешков муки.
С окончанием антитеррористической операции откроются многие ужасающие подробности чеченского рабовладельческого бизнеса. В республике уже ликвидированы 33 организованные группы, специализировавшиеся на захвате заложников. Объявлены в розыск 18 известных главарей таких банд. Трое "абреков" уже за решеткой - Салауди Абдурзакова, Салавдин Темирбулатов и некий Шуипов. Они дали показания, что всю торговлю живым товаром лично курировал близкий к братьям Басаевым и Хаттабу полевой командир Бауди Бакуев. Главный работорговец также находится во всероссийском розыске.
Как это ни странно, но сообщения о работорговле в Чечне воспринимаются уже как что-то привычное. А буквально на днях разразился скандал, в орбиту которого оказалась втянутой одна из, казалось бы, самых контролируемых республик Северного Кавказа - Дагестан. В ходе спецоперации, проведенной республиканским управлением по борьбе с организованной преступностью, в высокогорном селении Ратлуб были освобождены 16 человек - жители Украины, Урала, Волгограда, Ставрополя и Астрахани, находившиеся здесь в рабстве несколько лет. Приехавших в Дагестан в поисках заработка людей обманом завлекали в горы, где они становились рабами у местных жителей.
Самыми жестокими из рабовладельцев селения Ратлуб были братья Мусаевы, владеющие пилорамой. 61-летний раб Яков Айзен, родом из Волгограда, рассказывает: "Рубил лес без выходных. Бревна сплавляли по реке, стоя по пояс в ледяной воде. Кормили не лучше скота, а за отказ от работы жестоко избивали".
Убежать из плена было практически невозможно. Невольников держали в сараях под замками, за попытки бегства сурово наказывали.
Рабовладельчество в селении было делом настолько обыденным, что невольников содержала даже местная "интеллигентная элита" - директор, завуч и учителя ратлубской школы. Даже их дети имели "персональных" рабов в качестве домашней прислуги.
Бежать из заточения было в принципе бессмысленно. Милиционеры, призванные блюсти законы, состояли на довольствии у рабовладельцев и ретиво охраняли их "права" на живую собственность. Несчастные люди настолько были подавлены, что, когда руководивший операцией полковник милиции Раджаб Гасанов объявил им, что они свободны, те не сразу ему поверили: "А вы нас никому не продадите?.."
Ратлуб -не единственное дагестанское селение, где содержат невольников. По имеющимся у оперативников данным, около 30 граждан России еще содержатся на положение рабов в других селах и на хуторах Шамилевского района. Значит, "отбой" спецоперациям объявлять еще рано.

В ИТУМ-КАЛЕ корреспондентам "НГ" довелось встретиться с только что освобожденными рабами, которые живут в расположении местного временного РОВД. Когда-то эти люди обманом были вывезены из разных краев и областей России в Чечню, где до прихода федеральных сил они влачили жалкое существование. А теперь, временно обитающие по соседству с новосибирскими милиционерами в ожидании решения миграционных властей, они отъедаются и набираются сил. Усталые, измученные люди смотрели на нас с интересом и подозрительностью. Немногие из них делились воспоминаниями о прежней жизни, некоторые все-таки осмелились подойти поближе и завести разговор. Когда фотокорреспондент Артем Чернов попросил их встать рядом и не смотреть в объектив, все они покорно и почти одновременно выполнили его указания. Вот какую историю поведал нам один из них - Владимир Станиславович Росман.

Попал я сюда еще до первой войны, в 1992 году. В Астрахани познакомился с одним чеченцем, он предложил заработать денег в Чечне. Я строитель: кровельщик, каменщик, маляр-штукатур, все время работал на стройках, шабашках. Он меня обманул - не заплатил. Из Шали, куда он меня привез, я ушел в Аргун - там тоже денег не было, тоже обман. Оттуда убежал в Грозный, хотел выехать из Чечни, потому что понял, что здесь кругом обман.

Кормили?

Кормить-то кормили, работать же на них надо! В городе меня отправили в спецприемник, а там милиция таких, как мы, отлавливала и продавала...

Официальные органы внутренних дел?

Да, официальные. Продавали всего за 50 тысяч рублей. И меня продали. Попал сюда, пас баранов. Мой бывший хозяин - Магомед Амиров - теперь назначен здесь уполномоченным по сельскому хозяйству.

Как? Бывший рабовладелец при нынешней власти получил должность?

А что делать? Он оппозиционер. Он был в оппозиции в ту войну и в эту. Тут больше таких людей нет, некому власть доверить. Он хоть он и рабовладелец, но подходит этой власти.

Было желание выбраться отсюда?

Такое желание было всегда. Но со временем уже как-то привык. Мне обещали дать заем, скот, говорили, мол, будешь сам себе хозяин, но слова оставались словами. Верил, все время верил, ждал и вот, наконец, дождался...

У вас есть квартира, дом?

У меня мать в Осетии живет, там и дом есть. Отсюда к матери, естественно, поеду. Я и так уж семь лет как связь с ней потерял.

Судьбы таких людей в основном схожи. Другой узник - Петр Шаповалов, ему 60 лет, он из Ростовской области. В Чечне пробыл 12 лет - с 1988 года. Хромой, во рту нет ни одного зуба. Его история также банальна: проработал 3 месяца в Чечне, за работу не заплатили ни копейки, пытался бежать, его поймали, побили, второй раз - то же самое.

Еще один пример - Геннадий Шулико с Урала. В 1983 году он попал сюда, в Итум-Кале, в рабство. В свое время был музыкантом-трубачом в ресторанном оркестре. Его просто подпоили, наобещали золотые горы и в пьяном виде ввезли на территорию Чечни из Астрахани. Пробовал бежать 3 раза в сторону Грузии по перевалу. И каждый раз его возвращали назад, каждый раз побеги заканчивались сильными побоями. У него есть семья, которая, наверное, его ждет. Он сказал, что поедет домой, когда хоть чуть-чуть встанет на ноги.

На территории военной комендатуры Итум-Калинского района в начале мая находились 15 бывших рабов. 11 из них были освобождены разведчиками комендатуры, 4 - сотрудниками временного местного РОВД. Я попросил прокомментировать эту ситуацию старшего офицера по разведке Итум-Калинской военной комендатуры подполковника Юрия Щукина, чьи солдаты-разведчики отыскали по кошарам в горах 11 человек.

Из 11 человек только двое вывезены сюда силой, остальные - обманом, особенно те, кто здесь дольше находится. Как правило, их встречали на вокзалах, когда у них не было денег на билет. Заводили разговор, угощали в ресторане или где-нибудь на природе, бутылка водки, предложение подзаработать. Затем везли сюда, в горные районы, отбирали документы и заставляли работать практически за кусок хлеба. Отношение к этим людям было разное: некоторым попадались хорошие хозяева, которые кормили их со своего стола, других держали впроголодь - кусок лепешки, вода.

Имели ли они возможность бежать?

Имели, но только в то время, когда наши войска находились на территории Чечни. И то они со страхом бежали, потому что многие их попытки ранее заканчивались неудачей. Любой чеченец, встретившийся им на дороге, видя, что это русский, их задерживал, выяснял, где находится их хозяева, и возвращал обратно, мог и перекупить, а мог и просто убить... Все эти каменные дома, хоромы, которые вы видите, построены не чеченцами, а этими обманутыми людьми, вывезенными, кстати, не только с территории России. Здесь, в Итум-Кале, живет один грузин. Его хозяин ушел и сейчас живет, как ни парадоксально, в Грузии, а он содержит его хозяйство, пасет его отару, ухаживает за скотом... Когда мы их вывозили, они сначала отказывались ехать. Силой мы никого не забирали но, в конце концов они сами нас за это благодарили.

Военнослужащие комендатуры рассказали также историю о строительстве русскими рабами горной дороги, проложенной по ущелью. Мы видели эту дорогу: берущая начало в Итум-Кале, поднимаясь все выше в горы, серпантином опоясывая угрюмые каменистые склоны над бурлящим внизу Аргуном, она исчезала в туманной дымке среди малопроходимых перевалов, за которыми находится Грузия. По словам чеченцев и русских узников, эта дорога строилась после 1996 года, в перерыве между первой и второй войнами. Дорогу чеченцы строго охраняли: ставили посты, шлагбаумы. Ее не достроили, она совсем немного не доходит до грузинской границы. По мнению подполковника Щукина, для ее строительства понадобилась не одна тысяча людей, возможно, были и военнопленные. Однажды разведчики комендатуры обнаружили полуразложившийся труп военнослужащего, видимо, захваченного в плен где-нибудь на территории Дагестана на раннем этапе боевых действий. На теле солдата были следы издевательств: у него была отрублена кисть, переломаны ребра, руки и снесено полчерепа. Местные жители рассказали, что это был разведчик. Труп вывезен в Ростов-на-Дону для опознания. Но из 11 итум-калинских рабов ни один прямо не сказал, что он участвовал в строительстве дороги. Узники говорили об этом только намеками. Эти люди напуганы до предела и опасаются, что это станет известно их бывшим хозяевам, их разыщут и любая информация может стоить им головы.

Итум-Кале - Москва

Рабство на Северном Кавказе

Похищения людей в городах России с целью их дальнейшего вывоза в Дагестан стали достаточно распространенной практикой в последние годы. "Рекрутеры" ищут потенциальных работников на вокзалах Москвы, Саратова и других крупных городов. Чаще всего жертвами работорговцев становятся люди из провинции, приезжающие в крупные города на заработки. Помимо дагестанского рабства, стоит вспомнить, что в 1990-е годы в Чечне существовала практика похищения людей с целью их выкупа. Похищенные тогда тоже использовались как подневольные рабочие. Если заглянуть в более отдаленное прошлое, то можно увидеть, что использование рабского труда было типичным явлением для истории Кавказа.

Рабство на Кавказе: история

По сообщениям Иоганна Бларамберга, географа и военного топографа XIX века, состоявшего на службе в Российской императорской армии, в рабство в те времена попадали либо военнопленные, либо те, кто был уведен во время набегов на территорию противника. В мирное время людей похищать можно было только тайно, в противном случае похититель подвергался кровной мести .

Пленники оказывались в Анапе, Сухум-Кале (Сухуме), Поти и Батуме для продажи турецким торговцам, которые отвозили их в Стамбул, а оттуда в Египет и порты Леванта (восточное побережье Средиземноморья) .

В "Докладной записке начальника Дагестанской области Главнокомандующему Кавказской армией кн. Барятинскому" от 30 марта 1861 года сообщается, что на Кавказе класс рабов "образовался большею частью из пленных христиан, захваченных в хищнических набегах, и находится в самом унизительном состоянии, какое только можно создать для человека". Рабы и рабыни считались "принадлежностью владельцев своих, как и всякое другое домашнее животное, с которым хозяин вправе поступить, как он хочет". "Они берегут невольников своих… потому что, лишившись раба, понесут материальный ущерб", - говорилось в записке .

На Кавказе находились крупнейшие на Ближнем Востоке невольничьи рынки. В частности, такая ярмарка находилась в ауле Эндирей (ныне - село в Хасавюртовском районе Дагестана). Историк Семен Михайлович Броневский (1763-1830) называл Эндирей "главною ярмонкою для торга пленными". Эндирейцы скупали пленников у горцев в обмен на порох, хлеб, соль, а иногда и за деньги. Из Эндирея скованных пленников проводили большими конвоями "через земли чеченские, ингушские и черкесские скрытными дорогами мимо российских караулов до Анапы" .

Кроме того, практиковавшаяся в регионе в течение столетий работорговля вызвала появление посредников в лице купцов, у которых торговля рабами превратилась в специальный промысел. Дореволюционные историки писали: "Этого рода торговлею усиленно занимались армяне, которые не оставляли этого промысла и с появлением русских на Кавказе". Пользуясь своим положением, они помогали горцам воровать людей в наших пределах, получая за это соответствующее вознаграждение от горцев, а потом помогали русскому правительству в переговорах с горцами о выкупе тех же пленных – также не без вознаграждения, или же сами выкупали, чтобы перепродавать их русским…" .

Работорговля на Северном Кавказе продолжала существовать вплоть до 60-х годов XIX века .

Похищения, работорговля и принудительный труд в Чечне (1990-е годы)

Новая Россия столкнулась с проблемой рабства на Кавказе в начале 1990-х годов, когда власть в Чечне перешла в руки Джохара Дудаева и его сторонников. Позже, когда Чечня стала анклавом, исключенным из российского правового поля, принудительный труд стал в республике частью повседневной реальности.

В общей сложности в Чечне за 1990-е годы более 46 тысяч человек обращены в рабство или использовались на принудительных работах – от сбора дикорастущей черемши до строительства дорог в Грузию через Итум-Кале и Тазбичи . Часто наемные рабочие обманом привлекались в Чечню под предлогом заработка денег, однако оплаты за свою работу они так и не получали .

Не только невольничий труд, но и похищение людей с целью выкупа служило одним из источников дохода организованной преступности в Чечне. Первым в Чечне (в начале 1994 года) стал похищать людей с целью получения выкупа Рамазан Лабазанов, бравший в заложники новоявленных чеченских миллионеров, разбогатевших на операциях с фальшивыми авизо. С началом боевых действий в декабре 1994 года воюющие стороны практиковали друг другу продажу и обмен пленных и убитых. В первый год военной кампании боевики освобождали пленных солдат и офицеров в основном с пропагандистскими целями .

После того как осенью 1996 года российские войска были выведены из Чечни, бандиты стали брать в заложники людей, сотрудничавших с федеральными властями и режимом Доку Завгаева.

С середины 1997 года, когда были похищены журналисты НТВ и ОРТ и за них был выплачен огромный выкуп, похищения людей были поставлены на поток. Первоначально правоохранительные органы Чечни пытались бороться с этим бизнесом, но впоследствии сами включились в посреднические операции по торговле невольниками, и даже сами стали похищать людей .

Современное рабство в Дагестане

Другим регионом, для которого современное рабство превратилось в реальность, стал Дагестан. В мае 2014 года сотрудники МВД Дагестана начали проверку по поводу сообщения блогера Закира Магомедова о существовании в Махачкале рынка рабов на автобусной остановке.

Закир Магомедов в своем "Твиттере" написал, что автобусная станция "Пирамида" - это "черный рынок, где покупают рабов". По сообщению блогера, всего за 15 тысяч рублей можно купить мужчину и за 150 тысяч – девушку.

Большинство выявленных случаев принудительного труда в Дагестане связано с заводами по производству стройматериалов. При этом республика демонстрирует высокий рост безработицы.

Рабы в Дагестане - дешевая рабочая сила, которую завлекают на Кавказ в основном обманным путем - тот же товар, который можно купить, продать.

Видеосюжет "Рабство XXI века (Дагестан)"

В видеоблоге "Кавказского узла" показан сюжет о совместном рейде МВД Дагестана и молодежного движения "Альтернатива", проведенном в мае 2013 года, в результате которого были освобождены четверо рабочих. Со слов рабочих, с момента прибытия на место владелец цеха забрал у них документы и ни разу не выплачивал зарплаты, а когда некоторые выразили недовольство работой и условиями, заявил, что он заплатил за каждого из них 15 тысяч рублей, и они должны отработать.

Цитаты из фильма "Рабство XXI века (Дагестан)"

Владимир: " Меня, говорят, купили за 15 штук. Я ехал с документами, а некоторых везли в багажном отделении, как рабов в трюме".

Алексей: "В Москве отлавливают рабов на Казанском, Ярославском вокзалах. Предлагают работу, напаивают, накармливают и сажают в вагон. А когда приезжаешь в Дагестан - тут уже приходят покупатели. За меня, говорят, заплатили 15 тысяч".

Магомедшапи Магомедов (работодатель, начальник цеха): Я покупаю им все, что они просят из еды. Все вычитаю потом из их зарплаты. У нас договор был устный с ними такой. Никаких разрешений, лицензий у меня нет - здесь все так работают" .

Происходящее в Дагестане, однако, не все склонны квалифицировать как рабство. Например, дагестанский юрист Расул Кадиев, комментируя в мае 2013 года истории о подневольном труде в республике, отмечал: "Надо различать незаконное удержание, похищение и принудительный труд. На этой неделе к нам пришел человек из Башкирии. Он сказал, что работал на кирпичном заводе, с ним не расплатились, и он бросил работу и ушел. В данном случае сложно сказать, что это было именно рабство. Его никто не удерживал, не охранял, ему просто не заплатили". Между тем, по словам юриста, "есть работа, на которую дагестанцы не идут". Труд на заводах стройматериалов тяжелый и низкооплачиваемый. Что же касается фактов принудительного труда, то это – "трудовой спор", когда "людей заставляют отрабатывать, не платят" .

Истории "кавказских пленников"

Антон Кузнецов

В июне 2009 года из Дагестана в Липецкую область вернулся солдат Антон Кузнецов, пять лет считавшийся пропавшим без вести. По его словам, все это время он провел в рабстве , куда его продали командиры части.

Призывник из Липецкой области Антон Кузнецов ушел на срочную службу в 2003 году, а весной 2005 года исчез из части. По документам значилось, что Антон Кузнецов дезертировал в неизвестном направлении.

По словам Кузнецова, командиры одной из махачкалинских воинских частей, где он служил, передали солдата хозяевам частного кирпичного завода в "вечное пользование", а затем про него "забыли".

По возвращении Кузнецов был взят под стражу. Как выяснилось, он уже не был срочником. По документам, сразу же после приезда в Дагестан он подписал контракт. Однако сам солдат, по его словам, никаких документов не подписывал.

Сергей Хливной

26 сентября 2014 года в Волгоградской области сотрудники полиции сняли с автобусного рейса Махачкала – Москва 43-летнего мужчину без документов. Задержанный утверждал, что последние 18 лет он провел в рабстве в Дагестане, где у него отобрали паспорт. После дачи объяснений правоохранителям мужчина был отпущен и поехал в Москву автостопом, сообщили в волонтерской организации "Альтернатива".

Пассажир автобуса, представившийся Сергеем Хливным, рассказал, что он родом из Мурманска, однако последние 18 лет провел на принудительных работах в Дагестане. Он рассказал, что приехал в Махачкалу на заработки в 1996 году. Как только он сошел с автобуса, неизвестные отобрали у него все документы и заставили работать на кирпичном заводе в селе Петропавловском. За свой труд мужчина, по его словам, получал только еду и старую одежду, а самого его держали взаперти.

Через несколько месяцев Хливной совершил попытку побега, однако его поймали и заставили пасти скот в селе Таловка. С 2000 по 2004 год мужчина пас скот в селе Юрковка, с 2004 по 2007 год – в селе Казаюрт, с 2007 – в селе Камыш-Кутан. Он еще раз предпринимал попытку к бегству, однако его снова поймали.

Жителя Мурманска в Дагестане обнаружила волонтерская организация "Альтернатива". Сотрудник организации Алексей Никитин решил вывезти мужчину из Дагестана на автобусе. По свидетельству волонтера, посты в Дагестане и Калмыкии его спутник прошел без проблем, а уже под Волгоградом он был задержан правоохранителями до выяснения личности.

Родственники Сергея подавали в 1996-1997 годах заявление о его пропаже в полицию, однако, судя по всему, искать пропавшего без вести правоохранительные органы не стали.

Блогер Оксана Вельва приводит на своей странице основную хронологию нахождения в плену С.Хливного, записанную с его слов:

  • лето 1996 - осень 1996 кирпичный завод в Каспийске
  • осень 1996 - весна 1997 село Акуша, пас скот, сидел по ночам на цепи
  • весна 1997 - осень 1998 село Петропавловское, пас скот
  • осень 1998 - 2000 год село Таловка, пас скот
  • 2000 год - 2004 год село Юрковка, пас скот
  • 2004 год - 2007 год село Казаюрт, пас скот
  • 2007 год - 2014 год - село Камыш-Кутан, пас скот

Также Оксана Вельва утверждает, что Сергей Хливной удерживался у своих хозяев, "неоднократно пытался бежать и предпринял около 20 (!!!) попыток к бегству, однако его ловили или хозяева, или "будущие хозяева" и увозили на фермы или кошары пасти скот".

Мнение Светланы Ганнушкиной:

"Информация Сергея Хливного и представителей "Альтернативы" требует тщательной проверки и полицейского расследования ".

У правозащитницы Светланы Ганнушкиной вызвал сомнение тот факт, что человек находился в рабстве столь долгий срок и не сбежал. Ганнушкина привела известный ей пример, когда проживший несколько лет в Ингушетии у местного фермера неместный мужчина вернулся на Северный Кавказ после недолгого пребывания на родине. Он попросился назад к фермеру по причине того, что не смог адаптироваться к российским реалиям. Под влиянием рабочей обстановки у фермера он бросил пить и курить и никуда больше не пожелал уезжать. Также, по словам Светланы Ганнушкиной, к ней обращались освобождённые с помощью активистов "Альтернативы" из Дагестана жители других российских регионов, которые не могли найти работу и жилье. "Я подозреваю, что в Дагестане им было лучше – они приехали чистые, кормленые", - отметила Ганнушкина.

Добровольное рабство

Андрей Попов

История рядового Андрея Попова, пропавшего в октябре 2000 года, активно обсуждалась в Интернете и в блогосфере. Вернувшись домой в августе 2011 года, Попов заявил, что его 11 лет насильно удерживали на кирпичных заводах Дагестана .

Главное военное следственное управление распространило информацию о том, что военнослужащий . Родственники Попова, а также он сам это опровергали, однако перед началом слушаний Попов заявил, что признает свою вину. Правозащитники считают, что на него было оказано давление.

В ходе судебного заседания в Саратовском гарнизонном военном суде Андрей Попов заявил , что его избивали на кирпичных заводах в Дагестане.

"Некоторые шрамы на теле получены в период того, когда я был в Дагестане. В результате побоев со стороны дагестанцев. Бывало такое, что отказывался работать. Это было на кирпичном заводе. Несколько случаев было. Дубинками били, ногами били. Когда падаешь, можно и на кирпич напороться", - рассказал Попов.

На вопрос судьи Игоря Суровцева о работе на последнем кирпичном заводе в Дагестане подсудимый заявил, что контроль над работниками осуществляли так называемые бригадиры из числа местных жителей. "Бригадиры-дагестанцы следили, чтобы не отрывались от работы, простоя чтобы не было. В противном случае могли избить", - отметил подсудимый.

По его словам, он жил на территории завода в общежитии, где было чуть более десятка спальных мест, притом что работников было порядка 200 человек. "Остальные спали на полу. Там была охрана, общежитие на ночь закрывалось", - добавил Попов.

Он сказал, что кирпичным заводом руководил человек по кличке "доктор Магомед". "На руки деньги не давали. Там всем обещали в конце сезона отдать. Обещали, но мало кто получал", - заявил он.

В сентябре 2011 года следователи вместе с Андреем Поповым посетили кирпичные заводы, на которых, по словам военнослужащего, его держали в рабстве . Директор Каспийского кирпичного завода ООО "Стройсервис" Магомед Раджабов обвинил Попова в распространении ложной информации .

Видеосюжет "Рядовой Попов - раб или дезертир?"

В видеоблоге "Кавказского узла" представлен сюжет о результатах проверки следователями военной прокуратуры одного из кирпичных заводов Дагестана, где, по словам Андрея Попова, он 11 лет содержался в рабстве. В ладелец кирпичного завода Каспийска эту информацию опровергает, называя эту информацию враньем или наговором :

Видеосюжет "Андрей Попов в Дагестане"

Продолжение следственных действий в Дагестане. Андрей Попов, обвиняемый в дезертирстве, в сопровождении следователей военной прокуратуры посещает кирпичные заводы вблизи Каспийска и села Мекеги Левашинского района, на которых, по его словам, он содержался в рабстве :

Борьба с рабством в Дагестане

О случаях освобождения людей, незаконно удерживавшихся на предприятиях в Дагестане, неоднократно сообщал "Кавказский узел". В частности, в июне 2014 года сообщалось об освобождении трех человек из трудового рабства в Дагестане, среди которых – двое граждан Республики Белоруссия.

Согласно статистике Международной организации миграции, в 2010 году зафиксированы 103 случая рабства на территории страны и с россиянами – за пределами России. В 2011 году – 50, столько же – за девять месяцев 2012 года. Однако правозащитники уверены, что рабов в России сотни и тысячи. По данным ООН, в РФ – один из крупнейших в мире рынков работорговли .

По словам лидера общественной организации "Альтернатива" Олега Мельникова, почти все похищенные в Дагестан попали одним и тем же путем – к ним подходили люди на остановках, предлагали хорошую работу. Тех, кто не хотел ехать – спаивали, добавляли в еду снотворное. Так они оказались в Дагестане.

По словам Мельникова, в преступной связке работают несколько участников: "Тот человек, что находит людей в Москве и приводит к автобусу, за каждого получает минимум тысячу рублей". Водители, по словам Мельникова, также находятся "в доле". "На контрольно-пропускных пунктах именно водители договариваются с проверяющими", - отметил Мельников. В Махачкале этих людей покупают те, кому нужна дешевая рабочая сила .

В среднем похищенные проводят в Дагестане больше года. Наемных рабочих выгоняют, если они уже физически не могут работать.

По словам корреспондента "Комсомольской правды" Дмитрия Стешина, волонтеры, занимающиеся освобождением рабов, стараются не сообщать полиции про свои спецоперации заранее, потому что "были ситуации, когда сама же полиция предупреждала преступников – и рабов прятали" .

По словам Закира Исмаилова – руководителя дагестанского отделения движения "Альтернатива", "были случаи, когда людям удавалось сбегать, но их тут же ловили патрульные ДПС и доставляли в отдел". А затем возвращали владельцам заводов .

Однако, по сообщениям прокуратуры Республики Дагестан , "фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено". Проверка прошла на заводах по производству кирпича в городах Махачкала, Кизилюрт, Кизляр, а также в других районах республики. По данным прокуратуры, у всех сотрудников заводов взяты объяснения об обстоятельствах их приезда в республику, их трудоустройства, условий жизни и работы, сказано на официальном сайте ведомства.

Примечания:

  1. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа (Нальчик: Эль-Фа, 1999) // Восточная Литература.
  2. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа...
  3. ЦГАРД Ф. 120 Оп. 2 Д. 71а; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв. // Исторический вестник, вып. VIII. Нальчик: Издательство Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2009.
  4. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 2. М., 1823; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв ...
  5. Шамрай В.С. Историческая справка к вопросу о ясырях на Северном Кавказе и в Кубанской области и документы, относящиеся к этому вопросу. Б. м. Б. г.; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв....
  6. Рамазанов Х.Х. К вопросу о рабстве в Дагестане // Ученые записки ИИЯЛ Даг. Ф. АН СССР. Т. 9. Махачкала, 1961; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв...
  7. Пути мира на Северном Кавказе / Независимый экспертный доклад под ред. В.А.Тишкова. М., 1999. С. 18; Потери вооруженных сил России и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1990-2000 гг) // Рязанцев С.В. Демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 26-77.
  8. Рабы Аргунского ущелья. В канун XXI века Чечня стала местом торговли живыми людьми // Независимая газета, 25.05.2000.
  9. Евлоев М. Выкуп и смерть // Итоги, 28.12.1999, С. 14; Потери вооруженных сил России и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1990-2000 гг.)...
  10. Евлоев М. Выкуп и смерть...
  11. Рабство XXI века (Дагестан) // Кавказский узел-Youtube, 15.05.2013.
  12. Рабовладельческие регионы России // Свободная Пресса, 16.05.2013.
  13. Рядовой Попов - раб или дезертир? // Кавказский узел-Youtube, 08.09.2011.
  14. Андрей Попов в Дагестане // Кавказский узел-Youtube, 14.09.2011.
  15. Истории российских рабов: от дагестанского завода до московских электричек // NEWSru .com , 03.01.2013.
  16. Рабов в Дагестан везут из Москвы // "Эхо Москвы", 18.05.2013.