Детская 

Отражение в сознании. Сознание и отражение. Духовная сфера жизни общества

Отражение в сознании. Сознание и отражение. Духовная сфера жизни общества

Отражение – это одно из свойств материи заключающееся в воспроизведении свойств и признаков отражаемого объекта.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью . Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения , с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система) , который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие , которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.



Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. Д

Язык - система словесного выражения мыслей.

Логика (греч. logos - разум, мышление, речь, слово) наука о правильном мышлении в его языковой форме (психология тоже предполагает мышление, но его правильность - не обязательное условие).

Мышле́ние (гр. ноэзис) - это познавательная деятельность человека . Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

При изучении первой темы курса мы уже знакомились, в общих чертах, со взглядами идеалистов на сознание. Так или иначе, они рассматривали сознание как самостоятельную сущность, противопоставляемую материи. Рассмотрим диалектико-материалистическую точку зрения на генезис и сущность сознания.

Сознание возникает на определенном этапе развития материи и имеет свою предысторию - как социальную, так и природную. Изучение этой предыстории помогает понять, как из материи неживой возникает материя мыслящая. Предпосылкой возникновения сознания является такое всеобщее свойство материи как отражение. Отражение возможно благодаря взаимодействию и имеет место в любом процессе взаимодействия. Если исходить из того, что все вещи, процессы, события в мире и в нас самих находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то становится понятно, почему отражение является всеобщим свойством материи на всех уровнях ее организации. Отражение - это способность материальных объектов (вещей, процессов и т.п.) воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов. Иначе говоря, при взаимодействии отражающего и отражаемого объектов по изменению свойств первого можно судить об особенностях (специфике) второго. Характер этих изменений определяется особенностями обоих объектов. Кстати сказать, их можно менять местами: отражающий рассматривать в качестве отражаемого и наоборот.

Отражение в неживой природе, в растительном, животном, человеческом мире качественно отличается.

Отражение в неживой природе в целом носит относительно пассивный характер и проявляется через изменения механических, физических, химических свойств: след на песке или на снегу, нагревание камня или таяние снега под лучами солнца и т.п. Эту форму отражения можно назвать элементарной.

Отражение в живой природе носит активный характер: организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействиям. Раздражимость как форма отраженияпоявляется у растений и одноклеточных животных, которые способны проявлять простейшую активность, внутреннее возбуждение в ответ на внешние раздражители (например, растения реагируют на электромагнитные поля).На этой основе развилась чувствительность как способность ощущать. Появление и развитие этой способности у животных связано с развитием нервной системы и с образованием специализированных органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса. Ощущение позволяет животным фиксировать отдельные свойства и характеристики предметов: запах, цвет, температуру и т.д.Отражение на основе нервной системы (или нейрофизиологическое отражение) позволяет животному активно формировать свое поведение по определенной схеме с учетом особенностей окружающей среды и своих жизненных потребностей, что выражается в наличии у животного сложной системы последовательных действий.

Возникновение и развитие психического отражения (психики) связано с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которого и осуществляется это отражение. На основе ощущений у высших животных возникают такие сложные формы психического отражения как восприятие и представление . Восприятие выражает результат целостного воздействия различных объектов на органы чувств животного. Это отражение уже не отдельных свойств объекта, не отдельных его характеристик, а объекта в его целостности, в единстве его свойств, иначе говоря, формирование целостного образа объекта при непосредственном с ним взаимодействии. Высшие животные оказываются также способны формировать целостные образы ранее воспринятых объектов, удерживая их в памяти, т.е. способны формировать представления об объектах. Формирование психики животных подчинено приспосабливанию к условиям окружающей среды в ходе естественного отбора.

У высших животных появляется инстинктивное поведение. Если выразиться коротко, инстинкт - это система безусловных рефлексов. Это целесообразная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными “механизмами” реагирования и совершаемая под влиянием жизненно важных биологических потребностей. У высших животных можно воспитать и условно-рефлекторную деятельность. Условный рефлекс - это реакция организма не только на жизненно важные раздражители, но и на биологически нейтральные.

Животное оказывается способным к так называемому “опережающему” отражению, то есть к способности предвосхищать, предугадывать будущее на основе отражения настоящего. Речь идет о способности опережать результаты возможных взаимодействий еще до непосредственного контакта с тем или иным раздражителем.

А.Г.Спиркин утверждает, что отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета 1 . Любое взаимодействие можно назвать информационным процессом: оно есть информационное взаимодействие в том смысле, что оставляет о себе память в другом, т.е. во взаимодействующих вещах. С позицией А.Г.Спиркина согласны и другие философы 2 . Информация всеобща, хотя можно и нужно говорить о ее специфике для разных уровней материи. А.Г.Спиркин подчеркивает: все в мире находится в непосредственном или опосредованном взаимодействии. Все несет в себе информацию обо всем, каждая точка универсума есть живое зеркало Вселенной (вспомним, что по этому поводу утверждали Г.Лейбниц, Н.Кузанский, Анаксагор). С тем, что информация всеобща, что это - объективная сторона процесса отражения как свойства материи как таковой, даже на стадии неживой природы, согласен и Г.А.Заиченко 1 .

У такой позиции есть оппоненты. Некоторые ученые утверждают, что информационное отражение появляется лишь на стадии живой природы. К информационному отражению они относят раздражимость, нейрофизиологическое отражение, психическое отражение 2 . Специфика информационного отражения усматривается в том, что это отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий (а объект неживой природы не может активно реагировать при воздействии на него). Живым организмам присущи внутренние программы активной жизнедеятельности 3 . Примером информационного отражения могут служить генетическая информация и иммунитет. Болгарский ученый М.Янков тоже пишет о том, что не всякое отражение является информационным 4 .

Думается, такое расхождение во взглядах в значительной мере вызвано неопределенностью самого понятия “информация”. Иногда под информацией понимают то, что обеспечивает организованность, оформленность и структурность всего сущего. Если согласиться с определением информации как отраженного разнообразия, а информационного процесса как отражения разнообразия элементов объекта, их связей, отношений, функций, свойств, то можно утверждать, что информация действительно всеобща 1 .

Сознание как отражение. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи.

Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система.

Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.

На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный (Р. Декарт, И. П. Павлов, И. М. Сеченов).

Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой и т. д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму психологического отражения называют нервно-психологической, т. к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой.

На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое отражение у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным мышлением.

Физический механизм его назван первой сигнальной системой (Павлов).

Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу, увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания.

Эволюция форм отражения

1. Раздражимость - исходная форма отражения, способность к реакции.

2. Чувствительность - способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани - «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

3. Восприятие - не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

4. Сознание - предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

Творческий характер сознания в практической деятельности человека проявляется в том, что благодаря сознанию человек познает законы объективной действительности и может что-то менять в окружающей среде. Таким образом, сознание выполняет следующие функции: познавательную, регулятивную, прогностическую, конструктивно-творческую, аксиологическая Активность ее заключается в том, что благодаря сознанию человек способен творить, превращать в форме идеальных образов, ставить цели, абстрагировать, опосредовать, обобщать, т. е. выделять себя как субъекта.

Творить - это значит открывать новое и создавать новое. Человек создает и такие продукты, которых нет в естест­венной природе (машины, технические сооружения, транспортные средства и т. п.), он придумывает новые конструкции, оригиналь­ные приемы решения практических задач. Но все созданное в процессе творческой деятельности человека имеет в своей ос­нове естественные явления, опирается на реальные возможности и тенденции объективного развития естественной природы или общественной жизни.

Творческий акт составляет необходимое звено диалектики взаимоперехода материального и идеального, то есть превраще­ния субъективной реальности - идей, замыслов, планов - в объективную действительность, которая, в свою очередь, отражается в сознании людей, творчески преобразуется в нем и затем вновь обретает свое материальное воплощение.

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга . Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически - на основе генетически закрепленных инстинктов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа - нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением животных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практического интеллекта» и ассоциативного мышления. Но сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками являются:

  • 1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
  • 2) целеполашние как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • 3) самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;
  • 4) язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная (созидательная). Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие единого целого -- человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Эмоции - это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля - это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память - способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Внимание - концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными - когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие - что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому, мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в начале XX в. в душевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы - это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи в результате усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Неисторический подход к сознанию приводил некоторых философов (Б.Спинозу и др.), к утверждению, что определенная одухотворенность (по край-ней мере, в виде ощущений) присуща всей природе, являясь (наряду с телесностью) ее атрибутом. Подобные воз-зрения получили название гилозоизма (от гр. «гиле» – вещество и «зое» – жизнь). Наука давно уже опровергла их.

Сегодня известно, что всем материальным образованиям присуще свойство, родственное с ощущением, – отражение . Отражением обладают все материальные образования. Сознание представляет собой особый вид отражения, высшую его форму. Отражение представляет собой не что иное, как способность одних материальных систем воспроизводить в себе в тех или иных формах характеристики других материальных систем, взаимо-действующих с ними.

Формы отражения напрямую связаны с уровнями структурной организации материи, к которым принадлежит отражающая система, и соответствующими формами движения материи: с усложнением этих систем усложняются и формы отражения. Так, в неживой природе присутствуют элементарные формы отражения: механическая , физическая , химическая . Они характеризуются пассивным отражением, не направленным на сохранение материальных структур. Важнейшим их качеством является изоморфизм (от «изо» и гр. «морфе» - форма), т.е. воспроизведение отражающей системой прежде всего внешней формы и структуры отражаемого объекта. Примерами такого отражения являются наши следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п.

Особой формой отражения является биологическое отражение , свойственное только органическим системам. Основными формами биологического отражения являются: раздражимость – простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (пример – высыхание и сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем"; чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения, означающая способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений; психика – способность животных (особенно высших) систематизировать и в определенной мере даже осмысливать свои ощущения, моделировать на этой основе поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Важнейшими характеристиками биологических форм отражения являются, во-первых, их активность и, во-вторых, появление и усиление гомоморфизма (от гр. «гомос» - сходство, общность и «морфе» - форма, вид), т.е. такого соответствия отражаемого и отражения, при котором второе является моделью первого и воспроизводит уже не только его внешние формы, но в значительной мере и внутреннее содержание. Высшего своего уровня гомоморфизм отражения достигает в человеческом сознании.

Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики человека, охватывающей не только сознательные, но и бессознательные процессы. Оно характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей.

Ни одно существо не живет «на поводу» у сигналов-раздражителей. Оно само активно ищет то, что ему нужно, выбирает, изучает внешний мир. Вместо того чтобы пассивно идти по пути случайных проб и столь же случайных удач и неудач, оно ведет активный поиск. Обратив внимание на это, выдающийся физиолог П.К.Анохин выдвинул и обосновал гипотезу об опережающем характере отражения у всех организмов. Предпринимая то или иное действие, например поиск пищи, живое существо, очевидно, заранее намечает для себя план этого действия, и, производя его, сообразуется с внешними сигналами.

Сознание могло возникнуть только как функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга, который сформировался у наших далеких предков под влиянием складывающихся в силу определенных условий и необходимости выживания в них трудовой деятельности и языка. Мозг человека как управляющая система высочайшей степени сложности устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, формировать на этой основе план действий, но и осуществлять активное, творческое управление ими. При этом сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его потребностям человека, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания и его дальнейшего развития.