Кухня и столовая

Современное язычество. Язычество в современной России V. Так кто же русский

Современное язычество. Язычество в современной России V. Так кто же русский

Публикую новую статью беларуского философа, балтского идентитера и музыканта, лидера гурта "Крывакрыж", Алеся Микуса "Заметки к Пятому язычеству".
«Кто такой язычник? Язычник – тот, кто молится богам». Так обычно говорят, и больше ничего не дополняют. Конечно, всё сложнее. Не учитывая окружения, такие слова похожи на деревце, вырванное из земли и забавно подвешенное в воздухе.
Современное язычество – это совсем не то язычество, которое было в древности. И также совсем не то, что оставалось в наших деревнях до недавнего времени, еще сто лет назад, до вторжения в хозяйственный уклад, рассеяния сельчан и проникновения в их культуру. Современное язычество существует в обществе и ощущает то же, что ощущает общество, живет с ним в одном ритме. Иначе и быть не может, если современные язычники включены в современное им общество и иной опоры, которая взрастила бы их, не имеют. Под современным язычеством здесь имеются в виду попытки языческого возрождения на протяжении последних ста лет. Рассматриваемая территория – вся географическая Европа.
Современное язычество неоднородно. Оно претерпевало на себе веяния общества, даже влияния мировых процессов, которые отображались в обществе. Можно говорить о трех волнах современного язычества. Все они происходили на протяжении последних ста лет. Все три были обусловлены тем, что происходило в обществе, в общественном сознании, а также в мировом масштабе. Это основное положение, которое здесь утверждается.

Три волны современного язычества
Первая волна современного язычества – первая половина ХХ века, передвоенное время, конкретнее 1920-1930-е годы. Языческие движения, пока в зачаточном виде, возникали в Восточной Европе – преимущественно в новых государствах. Это Литва, Латвия, Польша, Украина (соответственно, «Висуома» Д. Шидлаускаса, «Диевтури» Э. Брастыньша, «Круг почитателей Свентовида» В. Колодзея, «Орден рыцарей бога Солнца» В. Шаяна). В Беларуси этого не возникло, но, можно думать, при похожих условиях нечто подобное, возможно, создал бы В. Ластовский (его творчество было схоже с творчеством литовца Видунаса, украинца В. Шаяна).
Что поддерживало эти возникающие движения, что давало им сил? Очевидно: в Западной Европе в это время ничего похожего не возникло. В случае с Восточной Европой сыграли роль два фактора: первый – освобождение из-под ярма Российской империи, второй – стремление, освободившись, подчеркнуть свою уникальность и оправдать свою вновь приобретенную самостоятельность.
Второму способствовало то, что на протяжении столетия до того из Западной Европы (из Германии) распространился интерес к «духу народа», культуре «молчаливого большинства» – к фольклору, преданиям, сказкам, песням. Это не был вдруг пробудившийся мирный интерес к народной культуре. Одновременно развивались медицина, химия, психология. Наряду с этим интерес к фольклору был еще одним импульсом к разрушению целостности того, что еще оставалось целостным, – сельской общины и скреплявших ее ментальных связей. Запись, фиксация, отрывание от живых носителей и живой среды сопровождали эту деятельность.
Для Польши и Украины таким культуртрегером был уроженец Логойщины З. Даленга-Ходоковский. Для Латвии – собиратель народных песен-дайн К. Баронс. Для Литвы – автор первой истории по-литовски С. Даукантас (фольклора он не записывал, но переписал данные по древней литовской и прусской мифологии). Все они искренне любили то, чем занимались, и тех, у кого и для кого перенимали эти устные богатства.
На этой основе возникли движения по возрождению язычества в Польше (1921), Литве (1926), Латвии (1926), Украине (1937). Эти движения были под знаком укрепления единства наций – новых наций, возникших в результате событий начала ХХ века. Особенно сильно это было в Латвии, где и движение Э. Брастыньша было самым многолюдным, и сам он свою должность руководителя диевтуров назвал «великий вождь» (дижвадонис).
Таким образом, лейтмотивом этой, первой волны современного язычества было, сконструировав или реконструировав, укрепить единство вновь обретших самостоятельность и историческую субъектность современных наций – польской, литовской, латышской, украинской. Этот импульс по-прежнему поддерживается среди латышских и украинских эмигрантов-сторонников современного язычества (соответственно, диевтуров и рунвистов).
Вторая волна современного язычества – стык 1960-1970-х годов. В это время независимо друг от друга в 1972 г. возникают движения за возрождение древнескандинавской религии Асатру в Исландии (С. Бейнтейнсон) и Великобритании (вскоре – также и в США). В Литве возникает мощное студенческое краеведческое и фольклористическое движение, в 1967 г. организуют празднование Летнего солнцестояния (движение было задушено в 1973 г., а организатор Й. Тринкунас получил «волчий билет» на работу). В Польше В. Колодзей в 1965 г. безуспешно пробует зарегистрировать свою языческую общину. В США украинский эмигрант, основатель движения «РУНВира» Л. Силенко (неблагодарный ученик В. Шаяна) в 1970-х пишет свою книгу «Мага Вира».
Что же послужило двигателем этих языческих движений в послевоенное время? Здесь арена действия более смещена на Запад, и укрепление единства вновь оперившихся наций здесь роли не играло. Очевидно, импульс шел от молодежных протестных волнений конца 1960-х годов. 1968 г. – мощнейшие студенческие демонстрации левого толка в Париже. Одновременно расцвет движения хиппи в США, также возникновение целой контр-культуры (литература, музыка) в Западном мире. Именно это было полем, на котором пробились ростки современного язычества второй волны.
Лейтмотивом второй волны было освобождение. Чуткая молодежь освобождалась от гнета правил западного «модерного» мира, расчищая дорогу последовавшему за этим «постмодерну» (сразу после начали одна за другой выходить книги плеяды французских философов постмодерна). Сил набирались с Востока – политики из Китая, эзотерики из Индии. В исландском движении Асатру вторым после С. Бейнтейнсона человеком был один из лидеров рейкъявикских хиппи Йормундур Инги Хансен. В Литве в конце 1960-х действовало Общество литовско-индийской дружбы. (Похоже, Литва вообще была единственной из Восточной Европы, кто оказался в русле тенденций западного мира в это время.)
Вторая волна современного язычества отмечала собой переход западного сообщества (а потом и мирового) к новым условиям, к новому мировоззрению.
Наконец, третья волна современного язычества – начало 1990-х годов. Эта волна снова связана с глобальными изменениями – с возникновением новых государств (где-то это было возрождением) на обломках огромного советского государства и блока. Поэтому неудивительно, что рельеф языческих движений в Западной Европе это никак не затронуло. Зато затронуло в Восточной Европе.
Лейтмотив третьей волны – возвращение. Распад коммунистической империи и выход из нее мыслился как некий возврат в точку исхода – для России это 1910-е годы (Российская империя), для остальных – 1939 или 1945. В это общее русло хорошо легли призывы современных язычников о возвращении к забытому, уничтоженному, изгнанному, загнанному в подполье.
В Польше возникают «Родной костёл Польши» Э. Стефанского и «Родная вера» С. Потшебовского. В Украине – «Объединение украинских родноверов» Г. Лозко (также сюда переносят свою деятельность рунвисты, часто из-за океана наведывался Л. Силенко). В Литве – «Ромува» Й. Тринкунаса. В Латвии – целый ряд общин, как независимых, так и сотрудничающих между собой (большинство из них сейчас сотрудничают в рамках «Содружества диевтуров Латвии», которое возглавляет В. Целмс). В России первые языческие празднества провел в 1989 и 1990 г. А. Добровольский (Доброслав). Впоследствии здесь возник пестрый ряд языческих и околоязыческих общин и движений (Москва, С.-Петербург, Омск, Калуга).
Интересно, что связь со «второй волной» (1960-е) у восточноевропейских лидеров «третьей волны» прослеживается не только у Й. Тринкунаса, но и у А. Добровольского. Поучаствовав в антисоветском движении диссидентов, в 1967 г. Добровольский дает на них показания в суде, а в 1969 г. распродает фамильные иконы и накупает изучать множество книг по эзотерике и оккультизму.
В свою очередь, преемственность с язычеством «первой волны» особенно выделяется у польских язычников. В состав «Родного костёла Польши» вошел Е. Гаврих, официальный преемник В. Колодзея. Другая же польская организация – «Родная вера» – может похвалиться членством в своих рядах А. Вацика (из его вроцлавской общины «Родная вера» и вышла), который в 1930-х был ближайшим соратником польского околоязыческого философа Я. Стахнюка.
Отличия современного и традиционного язычества
Очертив три волны современного язычества, отметим их основное отличие от язычества традиционного.
Главное особенность современного язычества – с самого начала оно представляла (и представляет) собой «открытую систему». И эта система подвержена влияниям извне. Такое язычество воспламеняется и гаснет не по своим собственным законам развития, но согласно изменениям и веяниям в обществе. А общество включает в себя множество других составляющих, в том числе мировоззренческих и религиозных движений.
Можно заметить также, что если вначале такое язычество входило в систему национального общества и было в согласии с его потребностями, то последующие этапы современного язычества (вторая и третья волна) уже входят в систему мирового сообщества и отображают его тенденции и изменения. (Распад советской империи здесь не региональное явление, а звено внутри мировых процессов).
Каким же было традиционное язычество? В первую очередь, следует сказать, что в корне оно не было иным – а именно, в своей внутренней сути. Ритуалы отличались немногим, немногим также отличалось понимание природных элементов, общение со священным отличалось немногим, и формы просьб, и желаемые ответы, и чаемые результаты, и нелогические магические приемы воздействия, и механика отправления и принятия посланий от нечеловеческих существ и стихий. Всё, что составляло внутреннюю суть, отличалось немногим. Всё, что было внутри, было заключено в целостную оболочку.
Но дело в том, что во время существования того, традиционного язычества границы этой целостности более-менее совпадали с границами самой общественной «системы». Это было даже еще 100 лет назад, и кое-где даже позже. Эту оболочку ничто не прорывало, а даже если и старалось прорвать (властные отношения, хозяйственные инновации, религиозные перемены), то всегда оставалось ядро, которое подминало эти вторжения под себя. Это ядро преобразовывало новинки в те формы, которые позволяли существовать этой целостности и далее.
Что это было за ядро? Оно основывалось на «медленном ритме». Оно скреплялось множеством ниточек-связей, уходящих действительно в глубину веков, но проявляющихся здесь и сейчас. Это были родственные отношения, это были дружеские отношения – которые, в свою очередь, основывались и на родственных, и на дружеских между родственниками. Это был хозяйственный уклад, скрепленный и силой передачи от предков-родственников (вертикальная скрепа), и силой привычки, соединяющей в бытовых отношениях (горизонтальная скрепа). Это были и табу семьи, табу рода, табу деревни – которые «опускались на дно» сознания, но оттуда определяли многие действия и отношения.
И что самое важное – из такой целостной системы было крайне сложно (и тяжело) выйти. Все члены такого микро-общества находились на своих местах, все исполняли свою функцию (не только в хозяйственном плане, но и в ментальном ландшафте – в любом обществе нужен свой изгой, свой богатей, свой колдун, свой добряк, свой хозяйственник и т.п.). Выполняя свою функцию и не имея возможности «перезагрузиться», каждый вынужден был справляться с тем, что имел, в устойчивых внешних условиях: гневаться, мириться, искать, согласовывать, быть в контрах (но выдерживать противостояние, не выпрыгивать), т.е. поддерживать естественный порядок внутри такого микро-общества.
Нетрудно заметить, насколько описанная реалия отличается от общин современного язычества. В современные язычники можно прийти, из них можно выйти, это стало очередной идентификацией, меняемой по своему усмотрению. Кто-то обрел то, что хотел обрести, или разочаровался в чем-то – и со спокойной душой можно уходить.
Уже начиная с первой волны язычества, от самого первого этапа «посттрадиционного» язычества, языческое движение уже не было целостью (даже общиной не было, скорее именно движением). Более того, туда собирались люди ментально довольно близкие – и собирались, притягивались именно со всего общества. Обществу было надо укрепить свое единство – это делала социальная группа язычников. Или обществу надо было акцентировать на возвращении прежних благословенных порядков – и это делала социальная группа язычников. (Конечно, своя дифференциация происходит и в языческих общинах, как и в каждом коллективе, но это явление для любого коллектива.)
Даже попытки современных язычников «прилепиться» к остаткам традиционного язычества, отождествиться с ними, как бы игнорируя окружающее современное общество, – есть лишь отображение нужды этого общества в корнях.
Таким образом, это главное отличие традиционного язычества от язычества современного. Оно находится на шкале «целостность – нецелостность». Традиционное язычество само было каркасом общества (можно сказать, то общество и было язычеством), современное же язычество – элемент в каркасе современного общества.
Говоря о современном язычестве, о язычестве начала 2010-х годов, надо, во-первых, четко отличать его от традиционного язычества (язычества, так сказать, «первого»), а во-вторых, иметь в виду наличие трех слоев в нем, сообразно этапам в его развитии на протяжении ХХ века: 1920-30-е годы, 1960-1970-е годы, 1990-е годы.
Если первое, традиционное язычество можно было бы назвать «язычеством целости», то последующие формы современного язычества – «язычеством единства», «язычеством освобождения» и «язычеством возвращения».
Очевидно, что на разных этапах современного язычества костяк языческих движений составляли разные люди – ментально разные, и близок им был тот или иной основной лейтмотив.
Язычество единства, 1920-30-е: переживать единство со своей нацией.
Язычество освобождения, 1960-70-е: отбросить старые оковы, сжимавшие дух, и радоваться новой свободе.
Язычество возвращения, 1990-е: обратиться к тому, что оказалось сзади, что было забыто и оставлено.
Со времени последней волны прошло уже двадцать лет. Это не так и мало – столько же отделяло вторую волну от третьей. Современное язычество дезориентировано и, не имея подпитки, склонно к изоляции. Не видя своей зависимости от тенденций современного мира, не видя своей включенности в его процессы, оно стало отождествлять себя с язычеством традиционным.
Это приводит к мечтам о возвращении всей древнейшей культуры и замене ею культуры современной, о возвращении иерархии, во главе которой встанут новые выделившиеся жрецы, о создании нового государственного образования по типу языческой империи и т.п. Скорее всего, такие мечты в корне расходятся с окружающей действительностью даже в ее футурологическом измерении.
Современное язычество сегодня – многослойно. Трехслойно, по крайней мере, и эти три слоя соответствуют трем этапам, которые оно прошло. Можно также говорить о том, что единого посыла в современном язычестве не существует, а лейтмотивы разных слоев переплетаются и сталкиваются. Вследствие этого проблематично объединение различных частей внутри современного язычества (это справедливо даже для языческого движения в одной отдельно взятой стране), а само оно принимает лоскутный вид.
Кому-то не хватает чувства единения, чувства плеча, и он его ищет. Кто-то чувствует себя удушенным и жаждет свободы – здесь чувство плеча покажется сдавливающим. Кто-то желает преодолеть чувство заброшенности и (бого)покинутости – и для него стремление освободиться от рамок будет вообще непонятно, а чувство плеча – слишком поспешным. В свою очередь, ищущий чувства плеча посчитает жажду свободы – «подкопом» под порядок, а обращение к репрессированному и выглядящему жалко – ретроградством и слабостью.
Пути современного язычества
Каким возможно развитие современного язычества? Просматриваются два пути.
Первый – во внешнем мире случается некое преобразующее событие, и язычество подключается к нему, встроив один из своих смыслов в новое русло. Но такое событие должно быть переходом к чему-то новому, к новым формациям, а также нести оттенок освобождения. Т.е., если смотреть на все три предыдущих случая, это должен быть раскол некоей целости и появление из нее более мелких единиц. И происходить это должно на территории Европы.
Чему осталось освобождаться в Европе из того, что еще не освободили? Ответить действительно трудно, если не учитывать откровенно демонические явления в отношениях и телесных трансформациях. Да еще локальное явление «смены конституционного строя» в отдельно взятой Республике Беларусь. Но, надо повториться, это явление локальное. Хотя и действительно являющееся «последней целостью» (со всеми возможными вытекающими историософскими выводами), последней целостью Европы.
Второй путь предполагал бы совершенно другое направление. Это не раскол целости, как во всех трех случаях современного язычества, а сохранение целости. Только речь уже не о целости коллективного типа – ибо такой последней целостью, благодаря информационным потокам, сегодня уже скорее является все человечество. Речь скорее о сохранении целости конкретного человеческого существа, сознательного индивидуума. Целости как психической, так и, скажем, духовной.
Сохранение индивидуальной целости предполагает содружество единомышленников и даже требует его для усиления эффекта от своего действия. Но главный упор тогда переносится с усиления коллектива на укрепление внутренней целости.
Что это становится всё более актуально – об этом говорит всё более активное проникновение извне как в психику, так и в тело (последнее только на начальных этапах). Масс-культурное пространство переполнено несоединимым множеством информационных, образных, слуховых импульсов, и беспрепятственное проникновение их в психику ведет к уничтожению психической целости. Психика цела, если человек понимает, что происходит и зачем происходит. А если не понимает – психика становится проходным двором, где гуляет ветер и каждый прохожий делает что хочет.
Целость – это не закрытость, не герметичность от мира. В первую очередь, это наличие центра, оси. Именно это во все времена было сутью традиционных языческих ритуалов. Сочетание четырех стихий – огня, камня, воды, дерева – во время ритуала создает и ось в человеке (духовную, поддерживающую все остальное), и целость. Создание оси в результате ритуала уничтожает всю лишнюю множественность – весь информационный мусор, шум. Все лишние импульсы извне просто не проникают через барьер духовного типа, который возникает, когда создана и действует духовная ось.
Мир достиг своих границ (теперь «миром» и есть мир, без того, что «за чертой», за границей, дальше). У него у самого не осталось внешних целей ввиду переполненности людьми, намерениями, действиями. (Даже космический энтузиазм был постепенно «слит» несколько десятилетий назад – причины могли быть похожи на то, о чем писал Лем в «Солярисе»; вполне возможно, именно из-за этого была так раскручена гонка потребления.)
В это время человеку, кажется, больше ничего не остается, как быть таким же, как мир (и это глубоко языческая установка). Это значит – хранить свои границы. И черпать силу и ощущение себя живым именно из этого состояния – хранения своих границ, чувства наличия и напряженности своих границ.
При том, что имеем, при отсутствии изменений именно это и будет содержанием современного язычества – четвертого по счету с начала ХХ века, и пятого – если считать от традиционного язычества, которое мы потеряли.
Единство, освобождение и возвращение – всё это уже реализовано или активно реализуется в мире, который сам объединяется, в котором освобождаются всё более мелкие и специализированные социальных группы и феномены, а всё большее количество забытых и противоречивых нюансов прошлого возвращается.
Кажется, мы вновь сталкиваемся с актуальностью «язычества целости». Только уже в новом формате – в формате мельчайшей целости из возможных системных, целости человека. Мир как бы раздробился и измельчал. Уменьшился до размеров человеческого тела.
Не надо думать, что это что-то неизвестное традиционному мышлению. В мифологии известны волоты-великаны, которые жили раньше, но потом свелись со света. Известны и фраземы типа «А за светом люди есть? Есть, только дробненькие». Это вполне традиционная мифологема. И мы в ней теперь живем.
Алесь Микус

Доклад Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект", 17 - 20 сентября 2015, Оточец, Словения...

Общие сведения

Неоязычеством мы называем новые или реконструированные языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного неоязыческого оккультного движения “New Age”("Новая эра").

Неозычество может проявляться в разных формах – например псевдоиндуистские или псевдобуддийские новообразования; оккультные системы, построенные на вере во множество персонифицированных или, по меньшей мере, самостоятельно действующих природных сил; неошаманизм; культы псевдонародных целителей и т. д. Можно и нужно говорить о языческой основе таких многочисленных и известных тоталитарных сект как "Свидетели Иеговы" и мормоны.

Но, наверное, самые популярные виды неоязычества в России это славянский нативизм (родноверие) – попытки реконструкции дохристианских языческих верований древних славян на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Параллельно с славянским нативизмом в России существует с большим (хотя не с безусловным) основанием претендующая на преемственность языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия, якутское язычество и т. д.).

К возрожденным этническим религиям относят себя также Асатру (германское неоязычество), Викка, позиционирующая себя как имеющая кельтские корни (западная неоязыческая религия, основанная на ведьмовстве вместе с почитанием природы), прибалтийское неоязычество, греческий нативизм, религия солнцепоклонников. Сюда может быть отнесен и алтайский бурханизм.

На Украине особую популярность приобрело неоязыческое движение "Рун-вира". По сути, оно является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Дочерью одного из ведущих активистстов движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко.

Виды неоязычества

1) Народно-бытовое язычество. Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.

2) Этническое язычество. Политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являлись шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Практикующие их сегодня представители этих народов, несомненно, включают в них элементы реконструкции, но, по всей видимости в меньшем объеме, чем нативисты славянские.

3) Экологическое языческое течение. Организациям, входящим в данную ветвь, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в "Круг языческой традиции".

4) Националистическое течение. Включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: "Союз славянских общин", "Древлеправославная церковь инглингов", "Партия духовного ведического социализма", "Русское национально-освободительное движение", "Русская трудовая партия России", "Движение”К Богодержавию”" генерала Петрова, "Союз сотворцов Святой Руси" Леонида Маслова и т. д.

5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ силы и откровенный сатанизм. Появляются изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music.

6) "Авторские" неоязыческие культы , такие как "Звенящие кедры России" (Анастасия), "Тропа Троянова" (она же "Академия самопознания") Александра Шевцова, привлекающая людей "возрождением" народных промыслов, педагогический культ "Школа Щетинина", "Бажовцы", "ДЭИР", и т. д.

7) "Целительские" неоязыческие культы , самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.

8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.

Статистика

Согласно статистическим данным, собранным фондом "Общественное мнение" совместно с исследовательской службой "Среда" в рамках проекта "Арена" (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками ("Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы") себя назвали 1,5 % россиян. Но нужно подчеркнуть, что в это число вошли только представители нативистского крыла неоязычества, которыми весь феномен неоязычества далеко не исчерпывается.

Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, тех, кто без серьезной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и иногда использует соответствующую атрибутику – существенно больше (как минимум, сотни тысяч человек).

Основные причины распространения неоязычества

1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической масскультуры возникает возвратное движение, признаком которого является интерес к "этническому", к "национальным мотивам". Способствует распространению таких взглядов и появление на телеэкране сомнительных с исторической точки зрения художественных фильмов и программ ("Детство Ратибора", "Русь изначальная" и прочие). Яркий пример пропаганды неоязычества на большом экране – современный художественный фильм "Евпатий Коловрат". Это дехристианизированный пересказ "Повести о разорении Рязани Батыем" о событиях 1237 года. По замыслу режиссера, воевода Евпатий, погибший в неравной битве с монголами, предстает в героическом образе могучего язычника (на самом деле он был православным христианином). Становление личности Евпатия напрямую связывается с языческим радением Перуну, с подробного описания которого начинается фильм.

2) Политизированность неоязычества. Неудача создания влиятельной общественной силы на основе Православия заставляет националистически настроенных людей искать основу для политической деятельности в иных идеях. Их интерес к неоязычеству опирается на тезисы о том, что христианство - заимствованная и к тому же "еврейская" религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие предпочитают язычество Православию по причине того, что являются последовательными националистами и антисемитами.

3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и "народным целительством". Крайне популярны в широких народных массах сообщения астрологов, советы "русских колдунов", "русских народных целителей".

4) Противопоставление этики неоязычества христианским заповедям. Обличение христианства как якобы религии рабов, суть которой – "в учении о греховности человека, необходимости смирения и страха Божия". Само выражение "раб Божий", по мнению нативистов, унижает человека; они именуют себя "внуками божьими".

5) Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат – изобретение "древнерусских ратоборств". Создатель якобы открытой им древней, но забытой "славяно-горицкой борьбы" Александр Белов (Селидор) – не только тренер, но и автор ряда программных статей по русскому неоязычеству, он является лидером организации "Русское воинское сословие".

6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.

Сферы влияния

Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях "Альфа" и "Вымпел".

Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств.

Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса. В то же время, интересу к язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью, так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди, озабоченные проблемой экологии и "естественных" способов сохранения здоровья.

Неоязычество глазами секулярных лидеров общественного мнения

Некоторые медийные персонажи положительно отзываются о язычестве или даже заявляют, что стали язычниками:

Известный режиссер Андрей Кончаловский пишет в статье, опубликованной в апреле 2013 года в "Российской газете": "Эта языческая "пассионарность" русского народа особенно ярко проявилась в октябре 1917 года. "Большой" русский народ вышел на историческую сцену и сразу продемонстрировал возвращение к варварской цивилизации. Большевизм и расцвел как месть русского "большого" народа-язычника "малому" европейскому, стоящему у власти".

Одна из недавних книг известного писателя-сатирика Михаила Задорнова называется "Язычник эпохи Водолея" (эпоха Водолея – "время, когда человечество вернет свои сакральные знания, обретет высших учителей и встанет на новую ступеньку духовного развития, а каждый представитель его уподобится богу"). Помимо постоянного обращения в своих сценических выступлениях к вымышленной истории древних славян, М.Н. Задорнов заявлял, что хочет уйти с эстрады и стать жрецом. Передачи Задорнова регулярно транслируются некоторыми телеканалами "второго плана" и имеют массовую аудиторию.

***

  • Вещий Олег. Потерянный Задорнов - иерей Николай Сушков
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть первая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть вторая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть третья - OldBotanik

***

Заслуженный мастер спорта России, регулярный чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Александр Поветкин увлекается язычеством. Он заявил: "Как-то утром я проснулся, включил телевизор, а там шел мультик "Детство Ратибора". Он меня очень зацепил. После этого посмотрел фильм "Русь изначальная". <…> Мне и по совести, и по духу ближе то, что было до христианства. То, что было в Киевской Руси. Поэтому я язычник. Я русский славянин. Я воин – мой бог Перун. Природа – наш храм. Не тот, который люди создавали. А то, что создано природой. Самое главное у язычника – жить в гармонии с природой. Поэтому мне особенно неприятно наблюдать за тем, как ее сейчас уничтожают. Я просто придерживаюсь образа жизни, который был у наших предков. На левом плече – звезда Руси. А на ладони рунами написано "За Русь". Еще на груди я ношу Секиру Перуна. Крестик я не ношу" (из расширенного интервью интернет журналу Sports.ru от 29 января 2014 года).

Бывший губернатор Алтайского края (ныне покойный) известный сатирик Михаил Евдокимов и популярный актер Александр Михайлов открыто пропагандировали неоязыческую секту Анастасии.

Позицию государственной власти в отношении представителей неоязыческих культов можно охарактеризовать как примирительную. Делаются кулуарные призывы к сосуществованию с адептами указанных культов, заявления о том, что нельзя создавать "образ врага из язычников". Некоторые региональные политики и административные структуры в своих регионах оказывают неоязычникам скрытую или даже явную поддержку.

Богословская полемика с язычеством пока еще недостаточно развита, в то время как большинство аргументов лиц, симпатизирующих язычникам, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто к здравому смыслу.

Аргументы в полемике с неоязычеством

1. Нативизм зародился в 60-е годы ХХ века в Англии и Франции – это вовсе не древняя традиция славян. Это западный проект, который ведет к разрушению общественных связей изнутри, противопоставляя одни подгруппы "волхвов" другим.

2. Язычество никогда не существовало как сплоченная община. Сообщества язычников всегда дробились на более мелкие части по причине амбиций вождей. В истории можно видеть ряд попыток создать сплоченное государство на основе возроженных или реформированных и унифицированных языческих верований – все они не увенчались успехом (примеры – византийский император Юлиан Отступник, князь Владимир до принятия Православия). Анархия и нравственный индифферентизм – конечные стадии развития в обществе языческих течений.

3. Многие популярные языческие символы корнями уходят не в глубокую древность , а являются или калькой с популярных индуистских изображений, или вообще изобретением художников XIX-ХХ веков (например, "коловрат" появился в 1923 году благодаря гравюре польского художника Станислава Якубовского).

4. Неоязычество представляет собой плодородную почву для "майданных" настроений. Столкновение националистов-язычников с мусульманами и кавказцами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества и революции. "Русский марш" в некоторых вариантах уже контролируется неоязычниками. На месте спиленного активисткой Femen Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.

5. Активные представители неоязычества предпринимают шаги по приобретению огнестрельного оружия. Контрабанда идет с Украины, Кавказа. Также среди неоязычников большое число фактов предательства своей страны. Например, многие из них переходят на сторону радикальных фашиствующих украинских националистов. Более того, отечественным нативистам гораздо ближе любой из зарубежных нативистов, чем их православный соотечественник.

6. Развитие неоязычества в российском обществе фактически направлено на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России , данной Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана "Ост": "В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи".

7. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Заключенный 28 июня 1919 года в результате Первой Мировой войны Версальский мирный договор, определявший политический и экономический разгром Германии, привел немецкий народ в беспрецедентно унизительное положение. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного "недочеловеков". Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова - праздником зимнего солнцеворота.

В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935-1945 годах активно действовала организация "Ahnenerbe" ("Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков"), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения неарийского населения Земли.

Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.

Александр Дворкин

Язычество и его формы в современном мире – интересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.

Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.

Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.

По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.

В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.

Часто православным христианам приходится сталкиваться с так называемыми язычниками. Что это? Кем являются на практике современные язычники? На чём базируют свою веру? Попытаемся поразмышлять на эти темы с известным спортсменом, православным христианином Андреем Кочергиным, президентом союза боевого карате IUKKK.
Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

1. Андрей, как произошло ваше первое знакомство с современными язычниками?
- крайне забавно, я иду по набережной напротив Петропавловки и вдруг мне на встречу попадается мужик плотного сложения в каких то дерматиновых сапогах, с бубном и со шкурой собаки на голове, сзади шла стайка явных студентов с важными лицами… Толкинисты, — подумал я, интересно, а пузатый то на чем торчит, что его так плющит? Через пару лет в начале нулевых, я вдруг всерьез услышал о том, что эти «артисты народной самодеятельности» уже не клоуны, а трагики, они уже что-то там возродили и активно тюнингуют то, что эксгумировали. Опять поулыбался и подумал: «чем бы дитё не тешилось, лишь бы не оторвало.»

2. Какое у вас сложилось впечатление о современных язычниках после общения с ними? Они искренне верят в то, что утверждают или это всё форма игры на публику?
- следует определится: верят во что? Потому что я так и не добился в многочисленных диалогах и диспутах, — что есть содержание «веры» современных псевдоязычников, они сбивчиво бормочут, что-то там, про «род», не зная имени своего прадеда, про живую природу и ни слова, как именно жертвы идолам приносить, какие боги и за что отвечают в их представлении, они разнятся даже в количестве, так называемых богов и не разнятся только в одном, в животной ненависти к Православию. А вот тут есть два очень важных замечания:
а) поразительным образом, псевдоязычники приводят скандальные места из Ветхого завета, цитируя их на современном Русском языке, причем набор для цитирования поразительно типичен. То есть с учетом оперативных данных, финансирование «неоязыческой волны» происходит из некого зарубежного центра по борьбе с Русским самосознанием, где помимо именно финансового содержания готовятся именно тезисные материалы опирающиеся на протестанскую литературу, что вполне понятно, всилу дремучей духовной неграмотности предполагаемого «сырья для обработки». То есть искатели древних корней, брезгуют древним, церковно-славянским языком и не брезгуют данными от тоталитарных сект.
… Воевать с Русскими бесполезно, мы поняли это за сотни лет истории, но стоит им привить ложные ценности и они уничтожат сами себя!(с) Бисмарк
б) не имея собственного канонического представления о своих верованиях, они стыдливо заменяют их в диспутах на веру в силы природы и некое родовое мировоззрение, подменяя религиозную составляющую на природоохранную, превращаясь в аналог «зеленого патруля» посещающего сходки воинствующих атеистов (были такие при СССР)
Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию у псевдоязычников нет, уверен в этом совершенно. Каждый нео-волхв, затягивает свою волынку и лепит такие перлы, что для образованного человека даже слушать это как то неловко, просто «детский Зад» какой -то…
Итого: современное псевдоязычество, это новая формация воинствующего атеизма, закамуфлированного под сектанские формации разной направленности.

3. Насколько неоязычники критично подходят к источникам, на которых строят своё мировоззрение? Насколько эти источники серьёзны по вашему мнению?
- псевдоязычники не имеют источников старше 10 лет от роду. Все упоминания о неких таинственных Ведах, Летописях и Велесовой книги, не выдерживают критики всилу фактического отсутствия последних в природе, более того, поражает даже не упоминание об этих мифических источниках, а точная информация о переводчика и толкователи их. Вопрос: Кто их переводил, с какого именно языка, с какой именно письменности и кто именно толковал их содержание? Ставит псевдоязычников в тотальный тупик…

4. Кем неоязычники считают себя и кем, на ваш взгляд, являются на практике? Нарисуйте психологический, интеллектуальный, нравственный портреты среднего неоязычника.
- псевдоязычники это представители самой подвижной части социума, те самые «массы» которые считают улицу своей территорией, — ранее это называлось люмпен пролетариат. Именно из их среды выходят футбольные фанаты, уличная преступность, но если касаться именно языческих закосов, то это и есть идеалогическая основа для российских гитлерюгенд, то есть неофашиствующих группировок, для которых Православие и сионизм — это одно и то же.
Еще раз уточню, кроме ненависти к Православию в данных воззрениях нет ничего, а значит носители данных воззрений исповедуют религию ненависти.

5. Как неоязычники относятся к христианству, они его знают?
Как к объекту тотальной критики, уже говорил выше об этом. Их знания сводятся к набору, кем-то подобранных формулировок, вырванных из контекста и набору провокационных вопросов по этим формулировкам. То есть именно так зомбируют «паству» протестанты-харизматы… Так что источник «знаний» понятен. Все что угодно, лишь бы убить Православие в России

6. Какие обвинения в адрес христианства вам приходилось выслушивать от неоязычников, как вы отвечали на эти обвинения?
- как уже говорил, все обвинения в адрес Православия крайне типичны, а именно:
а) «Христианство придумали евреи, чтобы захватить мир и управлять им из-за кулис»(с)
Позвольте, но именно иудеи распяли Христа и именно им он сказал: …Прости их Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!(с) После чего Иудея была разбросана Богом по миру за это преступление против Бога, именно иудеи, взявшие власть в октябре 17-го первым делом стали взрывать храмы, физически уничтожая духовенство, или кто-то не в курсе этнической и религиозной принадлежности верхушки большевизма?
Возможно кто-то не в курсе решений Первых Вселенских соборов связанных с отношением к иудеям? Кто-то не в курсе, чем в большей степени занималась инквизиция в Европе и почему в Православной России была черта оседлости?
Я не готов комментировать эти меры, всего лишь уточняю многовековую борьбу народа убившего нашего Бога с Церковью Его и реакцию Православия на эту борьбу!
в) «…если Ветхий Завет это неотъемлемая часть Святого Писания, то там черным по белому и неоднократно говорится о том, что оно написано для сынов Израиля, то есть иудеев… Но ни как не для славян»(с)
Да именно так и написано. А теперь найдите в Святом Писание слово «Христианин»?
Не нашли? Вот же как странно… Спаситель видимо не ввел этот термин при жизни и оперировал общим понятием, тем не менее говоря о Новом Завете, как о вершине всего Святого Писания и именно мы, дети Нового Завета, Православные, принявшие картину построения мира от Ветхого Завета и принявшие религию Любви от Завета Нового. В Ветхом Завете, Бог «наводит порядок во вселенной», в Новом Завете он дарит нам источник вечной жизни и именно жертвенную Любовь, когда жизнь отданная за ненавидящих тебя людей не слишком высокая плата, за истинную Веру!
Что и где в Новом завете может вызвать разночтения или непонимание, возможно я глуп, но я не нашел таких мест, более умным и лукавым и в надвигающемся дожде видится заговор мирового сионизма.
в) «…как быть с щеками? Это ли не религия слюнтяев и именно рабов?»(с)
Все Святое писание написано о главной битве в жизни человека — сражению с грехом на поле боя собственной Души, когда Ваша воля или тянет Вас в безду порока и греха или соединяется с Волей Бога, делая Вас богом…
Так вот готовность подставить щеку под удар судьбы это мужество принятия ударов порочного мира на Вашей груди! Более того эта фраза — полный аналог иудейских «ока за ока, зуб за зуб» перекочевавших в Коран. Чем не ярчайшее отличие от иудейских зверств? Мы воины Христовы, убивая врага на поле боя не испытывает ненависти и сладострастия, отрезающий уши трупу, поклоняется сатане… Мы же скорбим о участи наших врагов, но никогда не уподобимся животным с оружием в руках и сатанинским блеском глаз и клыков. Не уподобимся! Но помним слова Афанасия Великого: … Убийство врага на поле боя, есть проявление доблести и чести!(с)
г) «…но вы же рабы, вы сами это говорите, а у наших богов рабов нет и они меня в рабство не взяли»(с)
Отвечу ссылкой



7. Как неоязычники относятся к спорту? Можно ли утверждать, что неоязычество способствует развитию спортивных достижений?
- если считать что неоязычники это как правило правые радикалы, то без хорошей физической формы им не обойтись, эти ребята реально заняты контактными видами, силовой подготовкой, вот только нельзя жить с ненавистью в сердце, она его сожрет. По этому мы говорим — сильные люди, — добрые люди! Люди стремящиеся свою силу показать как фигу под нос всему миру, слабы… И ничего тут не поделаешь. Те же исламские маджахеды презрительно бросают в сторону Русских:
- мы сражаемся за Аллаха, а вы за падших женщин, водку и деньги (с)
Не имея истинной, истовой Веры в сердце, а имея лишь какие то там мировоззренческие обрывки в голове, отдать свою жизнь за свои убеждения будет крайне сложно. А Евгений Радионов уже просиял как Воин Христов, как пример Русского Солдата, не вставшего на колени перед врагом! Аллилуйя!

8. Как бы вы могли рекомендовать православным христианам общаться с неоязычниками?
… Православие не борется с иными верованиями, то есть нас не интересует во что и как веруют сектанты, псевдоязычники или иудеи, мы категорически не приемлим греха или хулу на Бога… Если этого нет, то не вижу ни каких ограничений в общении с кем угодно, почему нет?

9. Что, на ваш взгляд, собою представляет неоязыческое движение, каковы причины его появления, какие перспективы его развития в России вы видите?
- чуть не так.
Появление феномена гитлеризма в России объясняется очень просто. Эта крайне привлекательная для молодежи форма социального протеста коренного населения против агрессивно настроенных мигрантов, а значит любой неоязычник-неонацист, это человек, которого не нужно зазывать на улицу для выражения его протеста, он туда выскочит при первой возможности и … Окрасит своим присутствием и «зигами» все в коричневый цвет… Что даст право западным СМИ верещать о гуманитарной катастрофе и коричневом метяже в России… Вводим войска НАТО, … Как вводили их в Косово. Вот и не нужно с нами воевать, разделим страну на протектораты, посадим марионеток и готов неоколониализм в действии, а мы рабы победителей, спасибо невольным провокаторам со свастиками

10. Что бы Вы хотели сказать язычникам на последок?
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели читать книги на незнакомом языке. Если Вы реально хотите разобраться в Святом Писании, то найдите старца-духовника, который по-отечески разъяснит Вам все сложные для понимания позиции, потому для толкования Святого Писания создана целая наука Теология, которая скоро 2000 лет изучает не большую по размерам книгу и находит столь поразительным откровения что диву даешься глубине этого источника.
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели написать какие то книги… Так отчего Вы решили, что не имея на руках даже микроскопических источников, Вы праве выдумать собственно язычество? Почему Вы избегаете разговоров о процессе жертвоприношений и «каноническом виде» вкапываемых болванов для поклонения? Почему каждый Ваш «волхв» это либо бывший сотрудник КГБ или секретарь комсомольской организации? Проверьте меня, удивитесь проверке… Нет ни каких язычников, есть вполне продуманная провокация воинствующих атеистов, желающих опорочить само понятие Патриотизма!
P. S. Как именно я отношусь к неофашистам? …Я отношусь к ним более хорошо, чем к любителям пива и слюнтяям из «интернет недоносков», потому так называемые язычники очевидно ошибаются во многих вещах, но делают это искренне и реально пытаются делать хоть что-то, любая ошибка в итоге будет выявлена и уверен, позиция изменится! Но эти ребята уже неравнодушны! Уже дееспособны, а значит они идут пока ложной дорогой, но идут! А не тонут в болоте лени, пьянства и ущербности нового мира… Верую, Господь поправить и направит. Мы Русские, а значит мы победим! (с)


Что это такое? И как это происходит сегодня в Беларуси? Для большинства читателей это наверно будет неожиданностью, но язычники существуют и сегодня. У одного из них мы взяли интервью. Его зовут Максим, языческое имя – Веземар, живёт в Минске.

Здравствуй, Максим.

Доброго здравия.

Язычество – это вера, религия или что-то ещё?

Язычество для меня – это живая сила природы, связь с родовым древом, предками, силами земли. Это наследие крови и духа, славянская душа и древний родовой образ, который связывает душу с сотнями поколений предков и пращуров.

Как давно пришёл к этому и что на тебя повлияло?

Первые переживания, связанные с язычеством, можно сказать, были в детстве. Еще ребенком ощущал связь и влечение к лесу, его магии и красоте. Наша деревня и родовая земля находилась в Гомельском Полесье. Это край просто волшебной красоты. Чувствуя, что лес живой, я ребенком разговаривал с ним, приносил дары, угощал лесных духов. Сейчас понимаю, что это и было ощущение подлинного языческого мира, мира природных сил пронизанных духом волшебства и неких древних чар. Это потом, спустя много лет, познакомившись с разными направлениями современного славянства, проводя обряды и праздники, изучая источники и саму народную традицию, я понял, что подлинный дух языческого огня, скрыт именно в природе, в ее живой силе и могуществе.

Немного позже, уже в школе на уроках истории было очень интересно слышать про то, во что верили наши предки. Информации было мало, поэтому приходилось самостоятельно искать, изучать. Душа отзывалась на языческие образы, имена богов, древние символы… Все это и повлияло на мой путь и духовное становление, в рамках родовой традиции и образа жизни.

Как отнеслись к твоему увлечению родственники, друзья и как относятся сейчас?

Родственники, в принципе, всегда спокойно и нормально относились к моему пути. Никто не создавал преград. Сегодня некоторые из них более осмысленно относятся к понятию славянства и нашей древней веры. А друзья всегда были из моего круга и, разумеется, разделяли взгляды на веру и мировоззрение.

Обряды каждый год проводишь? Чем занимаешься в свободное время?

Обряды я провожу каждый год. Один или в круге единомышленников – славянское объединение «Наследие». В своей обрядовой практике, мы стараемся придерживаться народного и природного календаря и традиции. Календарь основных славянских праздников можно посмотреть на моем сайте, в разделе календарь. Народный календарь основан на сохранившихся у славян праздниках, с так называемого периода «двоеверия».

Природный календарь основан на природных датах и циклах.

Практически все мое время уходит на «Наследие» и ряд проектов, которые оно представляет. Они занимают очень много времени и силы, практически не оставляя возможности заниматься чем-то другим.

Перунов день

Громницы

Весеннее равноденствие

На своём сайте ты выкладываешь фото, видео, свои мысли, отвечаешь на вопросы. Ты представляешь какую-то организацию или действуешь самостоятельно?

Сайт Vezemar.org является личным авторским сайтом. По роду деятельности, являюсь руководителем объединения «Наследие», которое занимается изучением и возрождение нашей древней веры. «Наследие» проводит обряды и праздники, тематические встречи и мероприятия, занимается исследованием и изучением славянской традиции и культуры, популяризацией славянских ценностей и широкой просветительской работой. Я работаю как в составе объединения, так и самостоятельно.

Встреча по теме Осеннее равноденствие

Верить и знать для тебя разные вещи?

Вера для меня – это ощущение божественного в душе. Знание – это понимание, как устроено и что из себя представляет это божественное. Я отношусь к тем людям, которые стремятся знать и понимать все, что происходит во время обряда, как действуют те или иные силы. Для меня недостаточно просто прийти на праздник и сотворить некие ритуально-обрядовые действия. Необходимо четко понимать, видеть, ощущать токи силы, присутствие духов места, понимать, как происходит тот или иной процесс, из чего он следует и к чему приведет. Я стремлюсь к полному пониманию и осознанию всего, что происходит во время праздника или обряда и сопутствующих ему элементов.

При проведении обрядов ты используешь разные предметы, откуда они?

При проведении обряда я использую обрядовую утварь и предметы, помогающие проводить обряд или иное радение. Какие-то из них я приобрел у мастеров – бубен, братина, музыкальные инструменты. Некоторые сотворил сам – образы предков (чуры), символику, стяги..

Что можешь посоветовать людям, которые только начали изучать язычество?

Сегодня можно наблюдать, как растет интерес к родовой традиции у людей. Эта тенденция возникла не просто так. Возвращение к своим корням, это возвращение в родовое лоно, где находится сила и мудрость нашего народа. До нас она дошла в народных праздниках и обрядах – Коляда, Купало, Багач, Комоедицы.. В сказках известных с детства, в народной вышивке, оберегах, мифологии, фольклоре, праздничных песнях, заговорах..

Для тех, кому все это интересно и кто хочет узнать больше, я приглашаю на наши встречи и мероприятия, наши сайты и информационные ресурсы, обряды и праздники!